Елена Булахтина
Формы работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Цель работы : развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности, а также донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Публикация «Формы работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики в первой младшей группе» размещена в разделах
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.
Игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать, учат улавливать ритм речи.
Игры увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Основными формами работы по развитию мелкой моторики являются : двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание.
Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры.
Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Потешки – эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
-стимулирует развитие мелкой моторики;
-знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
-помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом); - развивает воображение, память, мышление и внимание;
-помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
-формирует творческие способности и артистические умения;
-знакомит с элементарными математическими понятиями.
Упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Рисование - способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Мячики - развивают активность и координацию движений.
Пуговицы - развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Конструкторы - развивают моторику рук.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики.
Один из важных вариантов развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук провожу упражнения с использованием бумаги:
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры. Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом (разноцветный бумажный дождь) .
- Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
Подводя итог, можно сделать вывод, что дети с радостью участвуют в данной работе. Им нравятся все формы работы, но особенно:
пальчиковые игры;
упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми, семечками и пуговицами;
игры с мячиком, пирамидами, кубиками;
лепка и рисование.
Благодаря этой работе, уже видны результаты. А именно, у детишек больше проявляется внимания, усидчивости, зрительной и слуховой памяти, увеличивается словарный запас слов.
И это только начало!