МААМ-картинки

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Татьяна Козлова
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Развивающие:

o расширять кругозор на базе ближайшего окружения;

o развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.

Образовательные:

o обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

o учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;

o развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т. д.);

o формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;

o учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;

o учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;

o учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;

o обучать счёту в пределах пяти.

Воспитательные:

o воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей младшей группы включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей, пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.

Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т. п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т. д.

Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т. п.

С целью ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры

«Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец ( здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма);

«Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание;

«Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки : вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для усложнения восприятия детьми данной задачи создала наборы плоскостных предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков, черепашек – ниндзя, человек-паук и др. ; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей, и помогла закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).

Например:

• Где живёт зеленый круг? (В зеленом кармашке, посередине).

• Где живёт синий квадрат? (В синем кармашке, наверху).

Для ознакомления детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества была придумана игра с использованием зарифмованных игровых задач. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:

«Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (добавления и убавления);

«Каждой Нюше по груше»;

«Каждой козочке по розочке»

«Каждому комарику по шарику»;

«Каждой бабочке по шляпочке» и т. п.

Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю полифункциональное дидактическое пособие «Математическая лужайка». С помощью этой игры решаются все задачи по формированию элементарных математических представлений в младшем возрасте. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.

Работа с панно основана на совместном рассказывании математических сказок. Математические сказки с игровыми проблемными ситуациями, которые можно разыгрывать на этой «математической лужайке».

Например,

«Чудо дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет,

Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.

Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.

Выросли на нём не листочки, не цветочки, а очень интересные геометрические фигуры.

Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве (Ответы детей).

Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).

Тут бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? (Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме (Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей : много). Как это получилось? (Ответы детей : каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много).

Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и без перспективы на развитие. В основном это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по другому, как можно сделать математику интересной для детей для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.

Затем провела родительское собрание по теме «Что такое дидактическая игра в форме деловой игры. Где родители учились играть в дидактические игры. Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.

Выяснили, что существует проблема, т. к. у детей еще в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, решили создать в группе «Библиотеку дидактических игр», где каждый может на один вечер взять домой понравившуюся дидактическую игру, а утром её вернуть обратно в детский сад. Так решили проблему по приобретению новых дидактических игр.

В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 23 марта 2021 в 17:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Козлова (УИ 436937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД