Басова Татьяна
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИE КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В настоящее время проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
Публикация «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
На сегодняшний день в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей дошкольного возраста. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям дошкольного возраста.
Актуальность формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии их здоровья. Специалисты сходятся во мнении, что наибольшая (по частоте) ущербность здоровью человека находится в непосредственной связи с нарушением его образа жизни.
Подавляющая часть заболеваний современного ребенка обусловлена, прежде всего, его образом жизни, повседневным поведением и непониманием значимости здоровья в будущем. Поэтому формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста служит принципиальной основой профилактики заболеваний.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к знаниям и привычкам здорового образа жизни, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в котором одной из задач является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
На современном этапе уже недостаточно проведении занятий только в форме беседы. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.
В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.
Одним из видов такого подхода является игровая деятельность, которая, по мнению психологов и педагогов, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Большой вклад в исследовании этого вопроса внесли такие авторитетные исследователи, как О. Л. Трещева, С. Н. Горбушина, В. В. Кожанов, И. В. Васютина, К. К Платонов.
Для проведения исследования по проблеме формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности необходимо рассмотреть ряд ключевых понятий.
В первую очередь рассмотрим сущность понятия "здоровье".
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н. М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" .
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – "индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности".
По мнению психологов, дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для педагогического воздействия с целью формирования у человека полезных качеств. Дети старшего дошкольного возраста, присутствуя на занятиях, способны ответственно относиться к приобретению знаний, могут управлять своими действиями в процессе достижения поставленных перед ними педагогом задач.
Определив возможности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим возрастную специфику этого процесса через изучение психофизиологических особенностей детей этого возраста.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старшего дошкольника вмещает в себя следующие компоненты: потребность в новых знаниях и впечатлениях, необходимость в режиме дня, труда и отдыха, потребность в двигательной активности, способность к обобщению, ориентировка на качество работы и результат, самостоятельность. Рассмотрим их более подробно:
1. Потребность в новых знаниях и впечатлениях.
По мнению отечественных психологов Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной и др., в старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигаются потребности в новых знаниях и впечатлениях. Это подталкивает дошкольника к новым знаниям, ребенок стремится узнать, что утаивает в себе окружающая действительность, у него возникает желание ее исследовать, вникнуть в смысл происходящего, в сущность явлений. Благодаря этому у ребенка рассматриваемого возраста начинают формироваться различные представления, в том числе, представления о здоровом образе жизни.
Старший дошкольник не просто всем интересуется, его интерес имеет большую побудительную силу. Благодаря интересу и любознательности дошкольники начинают стремиться к познанию.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием общаются с взрослыми, поэтому часто обращаются к ним с различными вопросами. Педагоги, имеющие многолетний опыт работы с дошкольниками отмечают, что ребенок в этом возрасте интересуется буквально во всех сферах. Этот аспект следует использовать в педагогическом процессе, в частности, при знакомстве ребенка со здоровым образом жизни. Каким образом бы не было организованно знакомство со здоровым образом жизни : теоретическое занятие, практическая деятельность, ребенок будет интересоваться этой сферой.
Благодаря потребности к знаниям и любознательности увеличиваются представления ребят об организме людей, о здоровье, о здоровом образе жизни.
Ребята к шестому году своей жизни имеют не малый опыт представлений о здоровом образе жизни.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже хорошо знает строение тела человека, твердо может назвать каждую часть тела, может объяснить, для чего они нужны. Также старший дошкольник может назвать процессы, которые функционируют в человеческом организме. Например, ребенок рассматриваемого возраста вполне может объяснить, что происходит с организмом во время приема пищи или когда человек двигается.
2. Необходимость в режиме дня, труда и отдыха.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение». Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.
Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.
3. Потребность в двигательной активности.
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни.
Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т. д.
4. Способность к обобщению.
Старшие дошкольники обладают способностями к обобщениям, благодаря чему они могут сами, без помощи взрослого формулировать простейшее правило, сохраняющее здоровье. Вот это правило: чтобы не болеть, нужно поставить прививки, есть витамины, не лениться мыть руки, выбирать одежду по погоде, делать по утрам зарядку, заниматься закалкой и т. д.
5. Ориентировка на качество работы и результат.
Особенность современных дошкольников – ориентировка на качество работы, а также на результат. В основе этого лежит потребность ребенка старшего дошкольного возраста в самореализации и самовыражении. Эта особенность старших дошкольников делает эффективным формирование здорового образа жизни, так как ребята представляют конечный результат – здоровье.
Поэтому, для старших дошкольников реализация здоровьесберегающих правил, стремления следовать здоровому образу жизни, становится нормой.
6. Самостоятельность.
Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно и независимо выполняют вместе с другими ребятами культурно-гигиеническую процедуру, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полощут зубы после еды, пользуются носовым платком, убирают игрушки, аккуратно складывают одежду, следуют режиму дня. Ребенок может контролировать качество выполнения культурно-гигиенического умения и навыка, стремится объяснить другому значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводит примеры из личного опыта. Ребенок старшего дошкольного возраста уже практически не нуждается в помощи взрослого при одевании и раздевании, надевании обуви. Возрастает самостоятельность детей при самообслуживании, возрастает инициатива в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы : раскладывает салфетки, столовые приборы, готовится к занятию, игре и т. п.
Итак, процесс усвоения ребенком старшего дошкольного возраста представлений об образе жизни может иметь место в рамках уже сформировавшейся системы, как на базе уже существующих представлений в своей семьи, и при специально-организованном обучении в дошкольном учреждении. Согласованность всех субъектов воспитательно- образовательного процесса позволяет повышать эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка старшего дошкольного возраста.
Существует несколько определений понятия культуры здоровья. Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты. Л. Н. Волошина отмечает, что культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни.
О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.
Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З. И. Колычева полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет : знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни.
В. В. Кожанов отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный — знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный — активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический — применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
Исходя из структуры личности, К. К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья : мотивационно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.
В определении О. С. Васильевой культура здоровья — это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.
Таким образом, «культура здоровья дошкольника» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении здорового образа жизни.