Лариса Букина
Формирование культурно-гигиенических навыков (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 10 «Центр развития ребенка – детский сад»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
(из опыта работы)
Воспитатель: БУКИНА Л. В.
Нефтекамск,2012
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков (из опыта работы)» размещена в разделах
Работая с детьми в младшей группе детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Именно поэтому, я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.
Известно, что самые прочные привычки, полезные и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был разработан игровой проект «Умывалочка», который включает работу по данной теме во всех направлениях обучения и воспитания (игровая деятельность, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, работа с родителями).
Все сведения по гигиене прививаются как на занятиях, которые проходят в игровой форме и представляют собой дидактическую игру, так и в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.
УЧИМ УМЫВАТЬСЯ
Обучение гигиеническим навыкам я начала со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, носового платка, расчески. Также я использовала в своей работе алгоритм «Моем руки», где в картинках показано, как последовательно выполнять действия в процессе умывания.
Первоначально я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать разные заболевания.
Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца, я наклеила возле крючков фотографии детей. Это позволяет развивать интерес к гигиеническим процедурам.
Также мы знакомим детей с правилами умывания: руки надо мыть не только перед едой, но и после прогулки, по мере загрязнения, после контакта с животными. Объяснила целесообразность и важность проведения процедур.
Использование сюрпризных моментов, внесение объектов, игрушек повышает активность детей и побуждает повышение их самостоятельности в выполнении гигиенических процедур.
УЧИМ ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
В процессе организации одевания и раздевания передо мной стоит задача не только научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь, знать последовательность одевания и раздевания, аккуратно вешать снятые вещи на стульчик или в шкафчик, застегивать и расстегивать застежки. Но также важными задачами являются: ознакомление детей с необходимостью бережно относиться к вещам, игрушкам; учить доводить дело до конца, преодолевать небольшие трудности; благодарить за помощь.
При одевании-раздевании дети знакомятся с частями тела человека и их значением в жизнедеятельности; знакомятся с различными свойствами и качествами предметов.
Проводится работа по формированию правил поведения : начав раздеваться, дети не должны отвлекаться игрой; соблюдать тишину и спокойствие в спальне и раздевалке.
Во время раздевания детей нужно постоянно побуждать детей к самостоятельности. Одним помогать, другим подсказывать, с чего надо начинать раздеваться, третьим предлагать обратиться за помощью к товарищам.
РЕБЕНОК ЗА СТОЛОМ
Наряду с обучением детей правилам есть ложкой и закреплением полученного навыка, в моей работе решаются не менее важные задачи. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку за столом. Это важно для формирующейся осанки. Имеет значение и сервировка стола. На столе должны быть: скатерть, блюдце для хлеба (дети учатся брать хлеб самостоятельно, салфетница (дети учатся вытирать губы, подбородок). Все это привлекает внимание детей и повышает аппетит.
Одной из главных задач я считаю ознакомление детей с правилами поведения за столом. К ним относятся следующие правила: на столе всегда порядок (не должен быть накрошен хлеб, рассыпаны кусочки пищи, за столом сидим с чистыми руками и лицом, правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками, обязательно благодарим за еду.
В течение года мы знакомим детей с блюдами, приготовляемыми в детском саду, беседуем о пользе разнообразной пищи и содержащихся в ней витаминов для здоровья человека.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка, помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т. д., вырабатывают позитивное отношение к режимным моментам. Новые умения и навыки, сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.
Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ
Использование игровых приемов, позволяет закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место при этом отводится дидактическим играм, дидактическим упражнениям.
I. «Оденем куклу на прогулку»
«Разденем куклу после прогулки»
«Научим Катю раздеваться после прогулки»
«Помоги Танечке»
«Уложим куклу спать»
«Оля проснулась»
«Одень куклу после сна»
«Кукла собирается в гости»
«Что сначала, что потом?»
Цель: 1. Учить запоминать последовательность одевания и раздевания.
2. Отрабатывать полученные навыки.
3. Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде.
4. Учить аккуратно вешать и складывать одежду.
5. Закреплять знания детей об одежде, назначении вещей.
6. Различать предметы одежды по названию.
7. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, надеть, повесить, положить и др.).
8. Систематизировать представления детей о здоровье. 9. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
10. Воспитывать аккуратность и взаимопомощь.
* * * * *
II. «Кукла Оля обедает»
«Напоим Машу чаем»
«Поможем куклам накрыть стол к обеду»
«Кукла Таня пьет чай»
«У куклы Тани гости»
«В гостях за столом»
«Приглашаем на обед»
Цель: 1. Закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда. 2. Побуждать детей правильно называть столовые принадлежности.
3. Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; побуждать говорить вежливые слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста. 5. Вызывать положительные эмоции детей. 6. Упражнять в умении накрывать стол. 7. Развивать потребность в общении с взрослыми и сверстниками.
* * * * *
III. «Умоем куклу»
«Мы купаем куклу Таню»
«У куклы Маринки Грязные ручки»
«Учим куклу Дашу мыть руки»
«Кукла в ванночке не плачет»
«Причешем куклу»
«Сделаем куклам разные прически»
Цель:1. Закрепить последовательность навыков умывания и переносить их в игровую деятельность.
2. Упражнять в правильной последовательности мытья рук.
3. Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
4. Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.
5. Вызывать положительные эмоции, чувство радости.
6. Закрепить знания о назначении расчески, воспитывать желание быть опрятными, 7. Обогащать словарный запас, ввести в словарь слова: мыло, мыльница, полотенце; намыливать, стряхивать, насухо.
* * * * *
Не менее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков является художественная литература. Художественное слово, фольклор воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение.
Рассматривание иллюстраций, картин уточняют представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
На основе литературных сюжетов, можно создать театральные представления.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА, ФОЛЬКЛОРА, КНИГ.
Чтение.
Цель: 1. Вызывать у детей радость от слушания потешек, желание послушать их ещё.
2. Развивать воображение, поощрять попытки детей проговаривать слова потешки вместе с воспитателем.
3. Вызвать удовольствие и радость от совместного чтения.
4. Учить слушать произведение до конца, способствовать эмоциональному отклику.
5. Одобрять попытки импровизации.
6. Учить детей самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах, повторять содержание произведения, для сверстников.
7. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам.
* * * * *
Рассматривание картин.
Цель: 1. Помочь детям понять содержание картины.
2. Учить отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию.
3. Закреплять последовательность проведения гигиенических процедур.
4. Активизировать словарь детей по темам «Дети умываются», «Дети вернулись с прогулки».
* * * * *
Театр-фланелеграф «Мойдодыр» Цель: создать положительную эмоциональную обстановку, вызвать эмоциональный отклик.
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КГН
«Кукла в ванночке не плачет»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: водичка, мыло, мыльница, ванночка, полотенце; намыливать, смывать мыло, вытирать; теплая вода.
2. Воспитывать отношение к кукле, как к ребенку, выражать ласку, понимать ее состояние (веселая, грустная, холодно ей или тепло).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: ребята, я занята важным делом. Догадайтесь каким.
(указываю на стол с тазиком, в случае отсутствия ответа обращаю внимание на губку, мыло, таз с водой и куклу-голыша, подвожу к правильному ответу).
Воспитатель: Хорошо, что вы пришли, ребята, помогите мне искупать куклу Таню. В чем будем купать куклу? Что нальем в тазик? (дети отвечают)
Какая нужна вода, горячая или холодная? Правильно, теплая. (приглашаю детей определить, какая вода в тазу).
Воспитатель: Кто поможет мне раздеть куклу? Куда положим вещи? Кукла наша маленькая, а тазик большой. Кто мне поможет воды налить? (сопровождаю действия речью, привлекаю детей к посильной помощи).
Воспитатель: Нурия, принеси нам мыло. (Ребенок приносит мыльницу, по пути он может открыть ее). Вот так терем-теремок, в нем мыло живет.
(Дети повторяют слова мыло, мыльница)
А зачем нам мыло? (дети объясняют на значение мыла).
Воспитатель: Тимур, принеси, пожалуйста, губку. Расскажи, для чего она нужна?
(ребенок отвечает)
Воспитатель: Давай, Таня, полью тебе водичку на спинку. Помоем руки, спинку, головку, ножки.
Намыливая кукле головку, приговариваю (2 – 3 раза)
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Воспитатель: Кукла в ванночке не плачет, она любит купаться. Что делает кукла?
Из кружечки польем теплой водичкой и смоем с Танечки остатки мыла.
Теплую водичку
льем на нашу птичку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая Таня стала чистая и красивая, но ей холодно, надо быстро завернуть ее в полотенце, чтобы не простудилась.
(Привлекаю детей к помощи)
Воспитатель: Помогите мне одеть куклу Таню. Что мы оденем сначала, а что потом? (дети участвуют в одевании куклы).
Давайте уложим Танюшу в кроватку.
Воспитатель: Вода в ванночке грязная и мыльная, (дети проговаривают названия качеств, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место.
Воспитатель: Ребята, а мы совсем забыли про Машу. Посмотрите, она уже засыпает. Давайте ей споем песню:
Баю-баю, баиньки,
В огороде заиньки!
Зайки травоньку едят,
Тане спать велят.
Воспитатель: Вот Таня и уснула. Спасибо вам, ребята, что помогли мне искупать Танечку и уложить ее спать.
НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
«Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши»
Цель: 1. Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей.
2. Отрабатывать навык последовательности одевания.
3. Развивать наблюдательность и внимательность.
* * * * *
«Кому что нужно?»
Цель: 1. Знакомить детей с предметами, связанными с выполнением гигиенических процедур, одевания-раздевания, приемом пищи.
2. Учить классифицировать предметы по принадлежности к гигиеническим процедурам.
3. Учить называть предметы, находить их по названию.
4. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, развивать речь.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому проводится разъяснительная работа с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Я подготовила папки-передвижки для родителей нашей группы.
«Культурно-гигиенические навыки»
Цель: познакомить родителей с навыками гигиены и культуры, которые ребенок должен усвоить в младшем дошкольном возрасте.
* * * * *
«Правила поведения за столом»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время приема пищи, которые необходимо соблюдать не только в детском саду, но и дома.
* * * * *
«Как научить ребенка одеваться»
Цель: дать родителям ряд советов, как сделать так, чтобы процесс одевания не стал причиной непонимания между родителями и ребенком; предложить родителям посмотреть на процесс одевания глазами ребенка.
«Здоровые зубки с раннего детства»
Цель: дать представления родителям о том, как научить ребенка чистить зубы, познакомить со способами чистки зубов; познакомить родителей с правилами первого визита ребенка к стоматологу.
* * * * *
«Растим здорового ребенка»
Цель: познакомить родителей с необходимостью тесного сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания полноценного здорового ребенка.
Перечень художественной литературы по теме:
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
З. Александрова «Катя в яслях»
Е. Благинина «Аленушка»
И. Муравейка «Я сама»
К. Чуковский «Федорино горе»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Н. Павлова «Чьи башмачки»
З. Александрова «Вкусная Каша»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
«Водичка, водичка»
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»
«Пошел котик на торжок»
«Мы за стол садимся кушать»