Получи документы

Формирование коммуникативных качеств у дошкольников

Инна Капланова
Формирование коммуникативных качеств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативных качеств у дошкольников

Материал взят из книги: “Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов” Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. /Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников» размещена в разделах

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми — педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими.

Как помочь детям с нарушениями в общении

Несколько слов об отличительных особенностях этого возраста. К ним относятся: чувство уверенности в себе при общении (или при некоторых условиях развития — ощущение своей неполноценности, а также осознание своих возможностей: «На что я способен?»

Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, не уверенность в себе, страхи, вранье и т. п. Кром того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему ребенка нет друзей, не складываются отношения братом (сестрой, он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.

Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять и причины. К ним мы относим: неблагополучны отношения в семье, которые, проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность — это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Меланхолический темперамент характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Главное, дорогие родители и воспитатели: не стремитесь переделать ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них!

Рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с беспокойным ребенком:

— избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

— своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражаем вам в своем поведении;

— уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, а в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

— помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Рекомендации родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.

— Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Рекомендации, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтными детьми

— сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей.

Рекомендации для родителей с застенчивыми детьми.

— расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

— не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

— постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

— привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.

Рекомендации для родителей с замкнутыми детьми.

— расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

— подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

— стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

— если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Цель мероприятия Познакомить педагогов с программой занятий "Школы общения", направленной на углубление и расширение знаний о способах общения.

Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности Н. Ф. Разумова Усолье – Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 44» Формирование коммуникативных качеств у детей в процессе игровой деятельности.

Формирование нравственно-коммуникативных навыков у дошкольников средствами этикета Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, воспитательную функции. При рассмотрении.

Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры» Аешина Юлия Юрьевна, воспитатель Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры. МБДОУ "ЦРР.

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности,.

Консультация для воспитателей «Формирование волевых качеств личности у дошкольников в процессе организации подвижных игр» На тему: «Формирование волевых качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр». В дошкольном детстве.

Перечень художественной литературы, направленной на формирование личностных качеств старших дошкольников Личностные качества Литература Ответственность Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»,.

План по самообразованию «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» на 2017–2018 учебный год ПЛАН по самообразованию «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» на 2017 - 2018 учебный год Воспитатель: Будникова.

Программа саморазвития «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» Программа саморазвития Крутцовой С. В. «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМОРАЗВИТИЯ.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2018 в 14:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Капланова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД