маргарита колмакова
Формирование коммуникативной сферы у детей с ЗПР
Формирование коммуникативной сферы у детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР)-на сегодняшний день одна из самых распространённых детских психических патологий. Изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно, в начале 60-х годах в НИИ дефектологии под руководством советского психолога и дефектолога- Т. А. Власовой и советским ученым, врачом-психиатром-Т. С. Певзнер. В наше время дети с задержкой психического развития составляют почти 25% от общего количества детей. В чем же возникает проблема? И в чем состоит проблема коммуникации?
Публикация «Формирование коммуникативной сферы у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребенок с самого своего рождения живёт в обществе и вступает с окружающими его людьми в различные отношения, таким образом у него происходит формирование навыков общения. Немаловажно заметить, что формирование навыков общения для обеспечения полноценной коммуникации является крайне затруднительной для детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство среди таких детей составляют дети с ЗПР. Под коммуникацией мы понимаем общение-сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Поскольку проявлением и функционированием языка является речь, то общение детей с задержкой психического развития напрямую зависит от того, насколько она развита. Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие со взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. Для такого усвоения необходимо общение со взрослыми людьми. Основными проблемами коммуникации детей с ЗПР является- Неадекватная оценка оппонента и самооценка, а также расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость из этого следует, что во взаимодействии не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого. Дети с ЗПР достаточно хорошо понимают и точно выполняют простые просьбы и инструкции. Однако сложные инструкции, которые состоят из двух и более шагов, у них вызывают затруднения, следовательно, такие дети выполнить все действия могут исключительно после того, как инструкцию им повторят, иногда повторять приходится 2-3 раза, в зависимости от понимания ребенком. Помимо этого, в процессе составления рассказа по картинке у младших школьников с ЗПР часто наблюдается соскальзывание с содержания картинки на другие темы, более знакомые им. Дети могут добавлять в рассказ посторонние стереотипы и ассоциации, которые связаны с тем, с чем они знакомы по личному опыту или видели на картинке. Таким образом, основная мысль достаточно часто прерывается. Например, «Мы катались на велосипеде. Летом у бабушки весело». В таких случаях необходимо дать понять ребенку, что ты понимаешь его и ненавязчиво перевести разговор к вашему вопросу. Разговор всегда состоит из простых слов и предложений, так как общение зависит от словарного запаса, в большинстве случаев у детей с ЗПР он скуден, чтобы расширить словарный запас, часто используются игры и упражнения, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом:
- игры и упражнения на развитие умение сотрудничать
- игры и упражнения на развитие умение активно слушать
- игры и упражнения на развитие умение перерабатывать ситуацию
- игры и упражнения на развитие умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)
Их можно использовать для развития эмоциональной сферы, закреплений знаний об окружающем мире. Значимое место занимает в них: развитие речи, развитие коммуникативных навыков. Таким образом, игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая деятельность ребенка позволяет мобилизовать его коммуникативные возможности, а значит развивать их.