Кунекова Айгуль
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития личности ребенка представляет собой бесчисленное множество коммуникаций со взрослыми, сверстниками, со всем окружающем миром. Несмотря на различные подходы к определению термина «коммуникация», очевидно, что стержнем его выступают связи и отношения, возникающие в процессе деятельности и общения.
Коммуникативные способности, умения детей изучаются в работах М. М. Алексеевой, С. А. Клюевой, Е. О. Смирновой, Л. М. Щипициной, Г. А. Урунтаевой и др. Анализ теоретической литературы, методических источников по проблеме позволил нам сделать вывод об огромном значении их в жизни ребенка.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Опираясь на исследования И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторского, Л. А. Петровской, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Сидоренко и др., можно рассматривать компетентность, как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности индивида в заданной предметной области.
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и происходит это в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются : социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности с окружающими.
Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности. Следовательно, дошкольный возраст в силу его сензитивности открывает перспективы становления коммуникативной компетентности.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов. Она развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.
Выбор средств, видов деятельности, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативной компетентности позволил нам выделить в качестве значимого - театрализованную деятельность.
Театр – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках. В этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п. (И. Г. Вечканова).
Театрализованная деятельность, прежде всего, - это источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Проблема театра в жизниребенка изучалась такими известными теоретиками и практиками как К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов, Н. И. Сац, Р. М. Быков и др. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста рассматривалась Л. В. Артемовой, М. А. Васильевой, М. Д. Маханевой и др. Все они подчеркивали ее значимость в формировании личности ребенка дошкольного возраста, возможностей для осуществления оптимального взаимодействия детей. Следовательно, театрализованная деятельность может и должна использоваться для развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Размышляя над вопросом развития коммуникативной компетентности через театрализованную деятельность, можно констатировать, что она наиболее полно и ярко реализует принцип обучения: учить, играя.
Данная деятельность осуществляется поэтапно.
Первый этап – создаются условия для развития коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности. Он осуществляется на основе диагностики. На этом этапе идет накопление коммуникативного опыта детей. Необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получат в процессе образовательной деятельности. Это происходит через обогащение предметно –развивающей среды средствами театрализованной деятельности, способствующих организации коммуникации, т. е. создания условий для полноценных контактов с окружающими.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников (интересы, склонности) и творческие способности, в группе желательно оформить театральный уголок, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и совместно со сверстниками. В уголке имеются различные виды театров, шапочки и маски для обозначения ролей, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей.
Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы, при этом поощряется желание воспитанников договариваться, сотрудничать, находить общее решение в конфликтных ситуациях.
Второй этап – у детей формируются способы действий. Они направлены на создание простейших примеров театрализации, драматизации. Обыгрываются игровые задания и этюды, дети перевоплощаются в различных животных, людей и даже в какие-то предметы и явления (например, мячик или дождь). В конце второго этапа ставятся небольшие спектакли. У детей в процессе разыгрывания ситуаций формируется потребность общаться и умения осуществить его в различных ситуациях драматизации.
Третий этап – организация театрализованной деятельности, которая предполагает самостоятельность и инициативу воспитанников. На этом этапе дети свободно «входят» в роль любого персонажа, эмоционально и выразительно произносят текст спектакля или другой театрализованной ситуации, свободно общаются между собой. Очень важно закреплять умения самостоятельно выбирать тематику театрально-игрового действия и распределять роли, развивать способность самостоятельно организовывать свое коммуникативное поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, стимулировать проявления эмпатии.
В процессе работы над инсценировками отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастны творческому процессу.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Дети осваивают вербальные и невербальные средства общения. Моделируя жизненные ситуации, пьеса, драматизация, любая фрагментарная этюдная постановка дает бесценный опыт и может научить гордиться собой, пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность, веру в себя.
Использование театрализованных игр в развитии коммуникативной компетентности позволяет развивать партнерские отношения, побуждать детей к активному взаимодействию, совершенствуется социальный статус ребенка, эмпатия.
Литература.
1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду М. : Сфера, 2009.-128 с.
2. Хурзеева Г. Л. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника Владос, 2014-80 с.