Юлия Федорченко
Консультация для педагога «Детская литература в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание ее необходимо современному педагогу. Задача педагога знать и знакомиться с основными этапами русской детской литературы, важнейшими положениями ее теории и практики, анализом произведений с учетом психолого-педагогических особенностей литературы для детей. Важно показать творчество, историю детской литературы, превращение книги из простого источника познания мира в важнейшее орудие идейного и эстетического воспитания ребенка.
В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Книги для детей дошкольного возраста – равноправные граждане огромной «суверенной державы», как называл детскую литературу А. М. Горький.
Обращаясь к писателям, создающим произведения для детей, А. М. Горький подчеркивал, что необходимо строить всю литературу для детей на принципе «совершенно новом и открывающем широчайшие перспективы для образного научно-художественного мышления; этот принцип можно сформулировать так: в человеческом обществе разгорается борьба. за власть над силами природы, за здоровье и долголетие трудового человечества, за его всемирное единство и за свободное, разнообразное, безграничное развитие его способностей, талантов. Вот этот принцип и должен быть основой всей литературы для детей и каждой книжки, начиная с книжек для младшего возраста».
Впервые о детской литературе как искусстве слова заговорили революционные демократы, требуя «художественной истинности создания», т. е. истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям.
Строго говоря, детская литература – это то, что создано мастерами слова специально для детей. Но, кроме того, юные читатели берут для себя многое из общей литературы, например, сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, произведения фольклора и т. д. Так возникает еще один термин – «детское чтение», т. е. круг произведений, которые читаются детьми.
Творчество каждого большого писателя – это особый мир, неповторимый и яркий. Но мастеров пера роднит то, что подходят они к своему юному герою с уважением, Дух современности, пронизывающий творчество детских писателей, – вот то общее, что объединяет мастеров слова, умело воспитывающих наших детей.
Читая дошкольникам книги, помните, что воспитывать юное поколение, людей будущего – это значит строить завтрашний день. Воспитание человека предполагает не только развитие ума, широкую образованность, общественную активность, но и всестороннее развитие его чувств.
С каждым годом предъявляются все более серьезные требования к детской литературе как важнейшему средству формирования личности ребенка, эстетического и нравственного воспитания юных граждан. И первое требование – широта и многообразие тематики детских произведений, их связь с действительностью.
Долг старших – с нетерпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детская литература – верное средство для этого. Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, она возбуждает в нем ответные чувства и среди них – одно из самых ценных – чувство юмора.
Вот почему нет настоящего детства без веселых, но и по-настоящему мудрых произведений Самуила Маршака, Агнии Барто, Николая Носова, Анатолия Алексина, Юрия Сотника, Валерия Медведева и многих других детских писателей, понимающих, что юмор – это порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка.
Хотя детская литература уже достигла больших успехов, вошла в жизнь каждого ребенка, она находится, естественно, в процессе развития. И каждая книга рассказывает нам о новых писателях, которые сейчас только задумывают свои произведения для детей.