ирина никифорова
Формирование комплекса орфографических умений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование комплекса орфографических умений
Формирование орфографически правильного письма-одна изнаиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии. Учить младших школьников правописанию очень непросто
Вчём же причина низкого уровня орфографической грамотности?
Публикация «Формирование комплекса орфографических умений» размещена в разделах
Чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос, обратимся к школьной практике. Представим, что после изучения любой орфографической темы мы проверяем знания и умения детей. Смогут ли ученики повторить изученное правило, Да. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы, и попросим их вставить нужные. Большинство детей также справится с данным заданием. Третий способ проверки-диктант. Вероятность ошибок возрастает, но всё же он будет написан. Ноесли же мы предложим детям составить и записать собственный текст, то мы обнаружим в нём большое количество ошибок. В том числе и на изученное правило.
Почему так происходит? Правило знают, могут правильно вставить пропущенные буквы, даже напишут диктант, но при записи собственных высказываний допускают ошибки. Как считает Г. Граник, наши дети не замечают «ошибкоопасных» мест и поэтому не применяют изученные правила. По мнению многихметодистов, «орфографическая слепота» школьников- одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Почему же наши ученики, зная правило, не замечают тех мест, в которых его надо применять?
Значит перед нами стоит научить детей находить в слове «ошибкоопасные» места, то есть формировать у них орфографическую зоркость (умение замечать орфограммы, которая является базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.
К орфографическим умениям (по мнению М. С. Соловейчик и О. ОХарченко) относят:
1 Умение ставить орфографические задачи. То есть обнаружить орфограммы (случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания0-орфографическую зоркость;
2 Умение устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи- орфографическое правило);
3Умение применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения поставленной задачи);
4 Умение проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
А значит. Уже с 1 класса у учеников нужно начинать формировать эти орфографические умения.
Для формирования комплекса указанных орфографических умений я использую различные дидактические игры, так как учебный материал по орфографии усваивается лучше, когда он подаётся не в 2сухой» форме правила из учебника, а в виде занимательности и наглядности.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую в своей работе по формированию орфографических умений.
1 Орфографические зарядки-они занимают всего 5-6 минут урока. Они должны быть построены так. Чтобы работа проводилась поэтапно:
1 Подготовительно- ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой, объяснение орфограмм.
2 Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
3 Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы. Но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.
4Контрольно-диагностический этап. На этом этапе дет самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверят свои знания и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале грамотности каждый ученик сам определяет набранный им бал.
Такая диагностика позволяет учителю определить, с какими трудностями сталкивается тот или иной ученик, и какая помощь ему необходима, чтобы он мог преодолеть трудности.
Запоминалки.
Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей работе применяла «Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот пример таких запоминалок:
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка, строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Игра «Светофор»помогает на слух определять слова с орфограммами. Учитель произносит разные слова, а дети, как только услышат слово с «опасным местом» (т. е. в нём есть звук, которому при письме нельзя доверять, должны показать красный сигнал светофора: нужно сделать остановку, чтобы объяснить написание слова. Аналогично проводится игра «Поймай-ка», только слово с орфограммой дети должны «поймать» - хлопнуть в ладоши.
Волшебная яблонька.
Продуктивным оказался такой вид работы, как заполнение пропущенных букв в словах. Например даны слова: Ю…ка, но, морко…ь, кру…ка, скри…ка.
Далее читаю слова:
Яблонька – волшебница,
Букву подскажи,
Ручка моя верная,
Правильно пиши.
Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово
7) Работа над записью предложения:
-выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы. Сначала подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем более распространённые и образующие текст. Дети должны хлопнуть в ладоши, отделяя одно предложение от другого.
-постановка точек в предложениях предъявляемых на доске или на карточках. Пример карточки:
У Вари был чиж он жил в клетке чиж не пел Варя выпустила чижа на свободу чиж: сел на ветку и весело запел.
-соединение частей разорванных предложений. Здесь можно рассказать детям историю о том, как подул сильный ветер и все точки в тексте перепутались, а заглавные буквы потерялись. Ребята помогают им найти своё место
Использую различные виды диктантов. Например
Объяснителъный диктант заключается в том, что дети сначала записывают весь диктант, а затем по очереди, начиная с первого предложения, объясняют все орфограммы.
Выборочный диктанти выборочное списывание заключаются в том, что учащимся нужно записать только те слова, в которых есть заданные орфограммы. Эти виды упражнений организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом или зрительном восприятии текста и уплотняют возможную запись в «единицу времени».
Цифровое обозначение орфограмм. Выполняя это упражнение, учащиеся работают с памяткой «Орфограммы», в которой дан перечень изученных орфограмм. (Памятка). Детям нужно указать над буквами в написанном тексте порядковый номер орфограмм из вышеназванной памятки:
При проверке тетрадей учителю полезно не исправлять ошибки учеников, а только подчёркивать неправильно написанное слово, а в дальнейшем лишь ставить на полях пометки или номера орфограмм из Памятки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.
Вначале каждого рока стараюсь приводить орфографические разминки, использую метод «Какографии» Например- четыре слова записаны на доске. Ученикам надо обнаружить ошибки в словах, исправить их и объяснить, каким правилом орфографии они воспользовались, чтобы исправить эту ошибку или привести проверочное слово.
Данные орфографические разминки не занимают много времени на уроке, они достаточно просты и интересны всем ученикам, но в то же время целенаправленно формируют весь комплекс орфографических умений и способствуют повышению орфографической грамотности.
Хочется отметить, что уже в начальной школе посредством различных орфографических упражнений и заданий необходимо и вполне возможно формировать у учащихся первоначальные умения и навыки. Являющиеся основой для развития грамотности школьников.