Елена Быкова
Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители испытывают трудности в воспитании детей. Именно поэтому в последние годы начала развиваться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Публикация «Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО,» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель исследования: оценка содержания, форм и методов применения современных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Объект исследования: взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
Предмет исследования: формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников
Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических основ взаимодействия семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения;
- характеристика современных форм взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения с семьями
- исследование, направленное на выявление предпочитаемых форм взаимодействия воспитателя детского сада и родителей.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения и семьи детей дошкольного возраста
Исследование проведено в средней группе МБДОУ д/с № 1 " Алёнушка" г. Жердевка, Тамбовской области
Материалы и методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; диагностические методы, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Проблема эффективного взаимодействия с родителями приобрела особую актуальность во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация - Педагогическое Собрание - начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семейное воспитание, задачи, функции и принципы сотрудничества работников дошкольных учреждений и родителей стали объектом пристального внимания ученых и практиков. Тогда и были заложены основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены обществом и проявились в организации родительских кружков. В этот период в педагогической литературе семья рассматривалась как основной фактор положительного воздействия на ребенка. В первое десятилетие XX века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания, оно было отнесено к важнейшей функции государства, принцип сочетания общественного воспитания с семейным встал на первый план.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг.
В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» разрабатываются новые подходы к взаимодействию с родителями, основывающиеся на тесной связи детского сада и семьи.
Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: в детском саду и вне его. Целью является: охват подавляющего большинства родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или не посещают.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В практике уже известно многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно базируется на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений, которые призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей и способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию, знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, оплачиваемая должность). Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада.
Досуговые формы организации общения (утренники, концерты, выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции) призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Также существуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (уголок для родителей, выставки детских работ, родительские газеты, которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
—информационно-ознакомительная
— информационно-просветительская
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Анкетирование - позволяет выделить три группы родителей - родителей – лидеров, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения; родителей – исполнителей, которые принимают участие при условии значимой мотивации и родителей – критических наблюдателей. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Работа данного блока включает:
- опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т. д. ;
- творческие домашние задания (предлагаются при первом знакомстве с ребёнком) - заполнить анкету «Это я», которая поможет педагогам поближе узнать о ребёнке; сконструировать домик «Наш семейный теремок»; нарисовать свою ладошку, где на каждом пальчике мама или папа напишут, как дома называют ребёнка члены семьи. Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Семейного альбома» ребёнка;
- в уголках Здоровья родителям предлагается различная информация о детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов, различные консультации, памятки, буклеты.
Практический блок предполагает практические мероприятия, которые связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока, это:
- мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок;
- «Выходной всей семьёй» - педагоги вместе с детьми готовят приглашения для родителей на какое-либо семейное мероприятие (поход в кино, в библиотеку, лыжная прогулка и т. д.). Кроме того, родителям и детям предлагается «листок путешественника», где предложены вопросы, которые можно обсудить с детьми во время прогулки или экскурсии, какое-то творческое задание и т. д.
Показателем ее результативности являются:
- удовлетворенность родителей работой ДОУ;
- удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в количественных и качественных показателях, базовые данные результативности проделанной работы.
Как показал итог работы, - такая система сотрудничества с семьёй эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства детской деятельностью.
Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых - это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во взаимодействие с воспитателями ДОУ.
Исследование форм взаимодействия проводилось в средней группе. Участие приняли 18 родителей детей.
Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя группы и родителя.
Результаты исследования
Годовой перспективный план работы с родителями воспитателя средней группы включает:
1) Информационно аналитический блок.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются :
- сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
- выявление их потребностей в образовательных услугах;
- определение уровня педагогической культуры,
- выявление возможных форм взаимодействия.
В первую очередь, нам необходимо иметь чёткое представление, с какой категорией родителей нам предстоит работать. С целью исследования социального портрета родителей воспитанников нами был проведен опрос, с помощью анкеты «Знакомство».
Результаты анкетирования следующие:
Состав семей воспитанников : полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%.
Социальный статус родителей : служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников : высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. Таким образом, в целом контингент родителей наших воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, процент полных семей преобладает, 12% составляют мамы – домохозяйки. Более чем в 40% семей один из родителей имеет высшее образование.
Уровень педагогической культуры родителей определялся нами с помощью анкеты. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что есть необходимость воспитания у них педагогической культуры:
10% - получают педагогические знания из средств массовой информации;
30% - читают педагогическую литературу;
60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта.
Кроме того, 20% родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей; 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да» и 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания. Никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании :
с непослушанием ребенка - 40% семей;
не поддерживают другие члены семьи – 20%;
испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей;
ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.
В общем же, полученные данные позволяют сделать вывод, что на момент исследования педагогической культуры родителей,
с высоким уровнем составили лишь 15%, со средним - 40%, с низким - 45%,
Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.
2) Практический блок. Основные задачи данного этапа заключаются в непосредственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их интересами.
Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Приобщать родителей к участию в жизни сада через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.
Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.
Представили родителям включенные в образовательный процесс ДОУ компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье: утреннюю гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предлагать педагогическую информацию. Совместные досуги включают участие родителей и детей в совместных праздниках, в выставках, играх.
Совместные мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям увидеть родителей по-новому – как своих друзей,союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их решения, старается проникнуть, понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Мы постоянно сообщали родителям о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детей. Источниками информации, получаемой родителями, являются: выпуск газет, журналов, семейные календари, разнообразные информационные проспекты и буклеты, стенды, организация педагогических мини-библиотек.
Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей стали детско-родительские мероприятия : собрания-практикумы, игровые проекты, целью которых являются создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя, ребенка.
3) Контрольно-оценочный блок.
В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Так, работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:
1) Родители стали активными участниками выставок и конкурсов на уровне ДОУ:
- «Чудеса с обычной грядки» (поделки из природного материала).
- «Мамины помощники» (стенгазеты ко Дню матери).
- «Витамины и семья неразлучные друзья!» (газеты к Дню здоровья).
- «Самое оригинальное новогоднее украшение» (ДОУ).
- «Наши защитники» (коллажи к 23 Февраля).
- «Мамочка милая, мама моя!» (газеты к 8 Марта).
- «Поздравляем детский сад» (поздравительные открытки ко дню рождения детского сада).
2) Делились опытом семейного воспитания через информационные стенды в группах и холле детского сада: «Семейное увлечение», «Радость творчества», «Мама, папа, я - спортивная семья».
3) Родители стали постоянными участниками праздников и спортивных мероприятий:
- спортивное развлечение «Зарядка вместе с мамой» (40% родителей, «Забавные старты» (50 % родителей, «Малыши и Карлсон», (70% родителей);
- совместными силами, музыкального руководителя, воспитателей, специалистов и родителей были проведены развлечения : «Сердце матери» (ко Дню матери, «Созвездие талантов»;
4) В апреле, в рамках городской акции «Остановим насилие против детей», была проведена родительская конференция «Большие права – маленького человека»,
Таким образом, исследование показало эффективность использования структурно-функциональной модели взаимодействия в работе с семьями, которая способствует более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, искренний интерес к личности родителей, знакомство родителей с педагогами – вот те слагаемые взаимных доверительных отношений.
Анализ практического этапа работы показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. Так, если на начальном этапе лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей.
В ходе нашего исследования выявлены предпочитаемые родителями формы взаимодействия с воспитателем ДОУ, которые и были успешно реализованы. В результате чего произошло:
- повышение педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей среднего возраста (родительские собрания, консультации, беседы, выставки, наглядная педагогическая информация и т. д.);
- включения родителей в воспитательно-образовательный процесс (организация досуговых и спортивных мероприятий);
Родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещать родительские собрания стали все родители, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Таким образом, такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной модели работе с родителями.
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из личного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение обсуждаемых вопросов.
Заключение
Проанализировав опыт работы в детских дошкольных учреждениях можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является эффективным в том случае, если происходит внедрение современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно реализуют себя в различных мероприятий, а родители считают себя более компетентными в вопросе воспитания детей. Главной проблемой является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить такую работу, необходима большая подготовительная работа с родителями детей.
На примере средней группы МБДОУ д/с № 1 «Алёнушка» города Жердевка, Тамбовской области проведено исследование форм взаимодействия воспитателя и родителя ребенка.
Были получены следующие выводы:
- Взаимодействие воспитателей и семьи осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
- В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: очень повысились воспитательные умения родителей, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т. д.
- Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
- Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.