Молдир Бекмуратовна
Формирование ключевых компетенций на занятиях по изобразительному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ключевых компетенций
на занятиях по изобразительному искусству
выступление педагога дополнительного образования
Ахмедовой М. Б. на заседании МО педагогов по ИЗО
21.04.2020
Сейчас происходят перемены, которые мы можем не сразу осознавать и понимать. Бывает, что мы встаём утром в совершенно новом мире, с новыми возможностями и технологиями. Всё интереснее и интереснее становится жить, если мы осознаем, что времена меняются. Как тогда строить перспективы хотя бы на пять лет? А как будут жить дети в будущем? Что нужно сделать для них сегодня, чтобы им было комфортно, чтобы они были счастливыми, здоровыми, социально адаптированными?
Темочки:
В 2013 году учёные Оксфордского университета подсчитали, что 35% людей к 2020 году потеряют работу, их профессии будут заменены. Уже есть роботы-официанты, кассиры, продавцы и учителя. Человеку остаётся творчество. Он сможет реализовать себя, осваивая навыки коммуникации, мягкие навыки общения, сотрудничества и взаимодействия.
ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ ДОЛГОВРЕМЕННЫМ ПОСТОЯННЫМ ПРОЦЕССОМ ЖИЗНИ. ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ ВЗРОСЛЫЕ.
Поколение Z, по прогнозам, поменяет место работы семь раз. То есть те навыки, которые дети сейчас получат в школе или в вузе, могут не пригодиться. Так что нужно развивать?
Прежняя парадигма образовательной системы устаревает. По исследованиям Высшей школы экономики, 80% учителей не готовы к новым методам обучения. Сейчас получить информацию можно в любое мгновение. Педагог, который говорит, что он должен давать знания ребёнку, - это вчерашний день. Педагогам нужно показывать модели, способы или пути получения знаний. Давать ключи от дверей, за которыми кроются знания.
Важным условием повышения качества образования является реализация компетентностного подхода.
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А. В., то главными, которые педагог формирует на занятиях ИЗО, являются, на мой взгляд, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, здоровьесберегающие, социокультурная, ценностно-смысловая, культуроведческая, компетенция личностного самосовершенствования.
Результатом формирования учебно-познавательных компетенций должно стать умение самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации, активность в выборе деятельности, способность к самообразованию, владение навыками продуктивной деятельности. Формируя данную компетенцию, учу детей учиться, т. е. учить себя: а именно: прививаю самостоятельность, частично «добывать» информацию, необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немаловажным умением должно стать формирование умения оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет - компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию школьником тех или иных целей, формирую такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться. В связи с этим немаловажным на занятии является формирование рефлексивной компетенции.
Конечно, обязательно нужно поощрять детей, важно не только словом, но и небольшими наградами, за хорошо проделанную работу мы всем творческим объединением выходим в кафе, кинотеатр это один из отличных мотиваторов!
Формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию способствует проектная форма обучения.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
При работе над методом проектов ставлю задачи:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному поиску;
- обучать детей к публичному выступлению;
- обучать учащихся рефлексии;
- расширять образовательное пространство учеников, их мировоззренческий кругозор.
+
Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Стараюсь определять оценку и отметку вместе, сообща.
Арсенал используемых форм оценивания учащихся на занятиях ИЗО разнообразен.
С целью формирования ключевых компетентностей придерживаюсь следующих критериев результативности занятия :
• цели занятия задаю с тенденцией передачи функции от педагога к ученику;
• систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие;
• использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
• стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи;
• принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения;
• стиль, тон отношений, задаваемые на моих уроках, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Коммуникативные компетенции. На своих занятиях я учу детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми. Особое внимание уделяю формированию умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Формирование данной компетенции осуществляется через подготовку сообщений по выбранной теме, самостоятельно выбрать композицию, материал работы, техники и использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности, использование игровых форм стимулирует интерес к предмету, формирует личность ребенка. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива - внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Современное занятие - сотворчества ученика и педагога. В современном занятий большую деятельность проявляет учащийся. Путём споров, обменов мнений, поисков разных решений, высказываний из личного опыта приходят дети к верному выводу. На таком занятии педагог выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя обсуждение в правильное русло. Это занятие не одного актёра, когда педагог всё занятие сам рассказывает новый материал, а дети выполняют пассивную роль слушателей, а занятие актёров, где каждый вносит свою лепту в построение образовательного процесса. Чтобы проводить такие занятия сам педагог должен быть неординарной Личностью.