Фаина Байрамова
Формирование интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста
УДК 373.24
Байрамова Фаина Мовлитовна,
5 курс, специальность «Дошкольное образование»,
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
г. Ставрополь, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Формирование интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация. Проблема формирования интереса к русской культуре обретает сегодня особую значимость, так как необходимо защищать культурное наследие страны как главное условие преемственности поколений и изучать его в качестве базовой основы современного образования. Автором рассматривается решение данной задачи в старшем дошкольном возрасте. В статье раскрывается сущность понятий «интерес», «культура», предложены педагогические условия формирования интереса к русской культуре у старших дошкольников.
Ключевые слова и словосочетания: интерес, познавательный интерес, русская культура, старший дошкольный возраста.
Современный этап развития образования характеризуется его направленностью на культуру, человека, духовный мир личности, что предполагает реализацию культуросозидателъной функции образования, определяемой тесной связью образования и культуры. Российское поколение, воспитанное вне культуры своего народа, привело к гуманитарному кризису, проявляющемуся во всех сферах жизни нашего общества.
Кризисные состояния в культурной сфере, в первую очередь, отражаются на детях, так как из-за отсутствия жизненного опыта они не обладают умениями определения подлинных ценностей от мнимых, а потеря связи с культурой собственного народа оборачивается дефицитом духовности, и личность утрачивает потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Дошкольный возраст является ступенью личностного становления ребенка, развивающего его способности, определяющего взросление и дальнейшую социализацию.
Социокультурная реальность для детей дошкольного возраста является основой, на которой происходит постепенное погружение ребенка в развивающееся проблемное поле культуры и осваивается социокультурный опыт. Однако движущая сила, определяющая развитие ребенка, – не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе, выстроенном на особом взаимодействии со взрослым. В связи с этим является актуальной задачей развитие ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного к определению своего места в обществе, с другой стороны, – культурного, способного присваивать культуру и преобразовывать ее в собственной деятельности [3].
Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н. К. Крупская, Е. Н. Водовозова, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и др.) [4].
Народная культура формирует определенные качества, особенности мышления, стереотипы поведения, адекватность в социально-этническом самоопределении личности.
Духовная составляющая русской культуры в полной мере отражена в народной педагогике и достаточно широко представлена работами К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, A.C. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского и др.
В дошкольной педагогике проблема формирования интереса к русской культуре рассматривалась М. И. Богомоловой, В. Д. Ботнарь, Р. И. Жуковской, Н. Г. Капустиной, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Султановой, Э. К. Сусловой, Л. С. Ядрихинской и др. Отдельные исследователи использовали различные средства приобщения к народной культуре (Н. А. Асадулаева, З. -Б. Ф. Контаутене – игру; З. А. Богатеева, Г. А. Брюханова, Л. Г. Васильева, О. А. Соломенникова, Р. Ш. Халикова – декоративно-прикладное искусство; Г. А. Куриева – устный фольклор; Н. Ф. Самсонюк – пословицы; А. Ю. Тихонова – художественные ремесла и др.). Тематику развития интереса личности ребенка рассматривали Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова и др.
Интерес, являясь сложным и очень значимым для человека образованием, имеет множество трактовок и в психолого-педагогических источниках определяется:
– избирательной направленностью внимания человека;
– проявлением умственной и эмоциональной активности человека;
– активатором разных чувств;
– активным эмоционально-познавательным отношением человека к окружающему его миру;
– специфическим отношением человека к объекту или предмету, вызванным осознанием его жизненно важного значения и эмоциональной привлекательностью [5].
Интерес – форма проявления познавательной потребности, выраженной в стремлении познать объект или явление, овладеть определенным видом деятельности [7].
Структура интереса состоит из :
– интеллектуальных процессов – логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, доказательств;
– эмоциональных процессов – переживание ситуаций успеха, гордости за свои достижения;
– регулятивных процессов – волевых устремлений, целенаправленности, настойчивости, внимания, принятия решения;
– творческих процессов – воображения, предвосхищения, озарения, создания новых моделей или образов [1].
Для формирования интереса старших дошкольников важно :
– укрепление в каждом ребенке веры в свои силах, поощрение его позитивными оценками;
– развитие у детей чувства собственного достоинства через позицию сотрудничества и партнерства;
– развитие творческих сил детей, создание для этого необходимых условий;
– использование приемов, направленных на выход двигательной энергии [3].
Понятие «культура» имеет два значения:
– совокупность достижений людей во всех сферах жизни (производственной, социальной и духовной, рассматриваемых не порознь, а совместно;
– высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений [2].
Так или иначе, но предназначением культуры является служение человечеству, развитие и преобразование его.
Важнейшая функция культуры – быть регулятором общественной жизни и способом социализации личности. Эту нормативную функцию культура выполняет через обычаи, традиции, нравы, законы, акты, указы, постановления, науку, систему воспитания и образования и т. д.
На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость – зачатки теории. Один из таких педагогически ценных элементов русской народной культуры – пословицы, так как любая пословица характеризуется «педагогическим моментом» – назидательностью.
Другой не менее интересный педагогически ценный элемент русской народной культуры – загадки. Являясь интеллектуальными, высокопоэтичными, несущими в себе нравственную идею, в глубокой древности они, вероятно, выполняли функции умственного, эстетического и нравственного воспитания в равной степени, но позднее доминирующим началом в них стало все-таки умственное воспитание.
Песни так же, как и пословицы, являются неоценимым подспорьем в воспитании старших дошкольников, так как, с одной стороны, они направлены на овладение богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, способствуют возникновению размышлений, обогащению памяти детей сведениями об окружающей действительности.
Педагогической сокровищницей русской народной культуры являются сказки, которые, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для людей и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Многие сказки также содержат педагогические идеи [6].
Все эти элементы русской народной культуры должны использоваться в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Для эффективного формирования интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо реализовывать ряд педагогических условий, среди которых:
– создание эвристической среды, включающей элементы русской народной культуры, в детском саду и в семье;
– организация народных праздников и традиций, фокусирующих тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;
– знакомство детей с народной декоративной росписью;
– систематическое использование на занятиях, в свободной деятельности, в играх элементов русской народной культуры (загадки, пословицы, поговорки и т. п.);
– подбор элементов русской народной культуры в соответствии с возрастными особенностями детей;
– насыщение пространственной среды дошкольного образовательного учреждения ценностями русской народной культуры;
– привлечение родителей старших дошкольников к работе по исследуемой проблеме и оказание им профессиональной помощи в данном направлении;
– тщательная подготовка педагогов и родителей при решении вопросов, касающихся формирования интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, русская народная культура обеспечивает хранение и передачу новым поколениям традиций, выработанных народом форм воспитания, эстетического отношения к миру. Потому она наиболее понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста, и поэтому, может являться незаменимым средством формирования их интереса к культуре не только своего, но и других народов.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М. ,1960.
2. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. - М., 2000.
3. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003.
4. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
5. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989.
6. Забелин М. А. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 2001.
7. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. - М: Издательский центр «Академия», 2008.
___
Операция поиска #1
Исходный текст
Современный этап развития образования характеризуется его направленностью на культуру, человека, духовный мир личности, что предполагает реализацию культуросозидателъной функции образования, определяемой тесной связью образования и культуры. Российское поколение, воспитанное вне культуры своего народа, привело к гуманитарному кризису, проявляющемуся во всех сферах жизни нашего общества.
Кризисные состояния в культурной сфере, в первую очередь, отражаются на детях, так как из-за отсутствия жизненного опыта они не обладают умениями определения подлинных ценностей от мнимых, а потеря связи с культурой собственного народа оборачивается дефицитом духовности, и личность утрачивает потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Дошкольный возраст является ступенью личностного становления ребенка, развивающего его способности, определяющего взросление и дальнейшую социализацию.
Социокультурная реальность для детей дошкольного возраста является основой, на которой происходит постепенное погружение ребенка в развивающееся проблемное поле культуры и осваивается социокультурный опыт. Однако движущая сила, определяющая развитие ребенка, – не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе, выстроенном на особом взаимодействии со взрослым. В связи с этим является актуальной задачей развитие ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного к определению своего места в обществе, с другой стороны, – культурного, способного присваивать культуру и преобразовывать ее в собственной деятельности [3].
Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н. К. Крупская, Е. Н. Водовозова, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и др.) [4].
Народная культура формирует определенные качества, особенности мышления, стереотипы поведения, адекватность в социально-этническом самоопределении личности.
Духовная составляющая русской культуры в полной мере отражена в народной педагогике и достаточно широко представлена работами К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, A.C. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского и др.
В дошкольной педагогике проблема формирования интереса к русской культуре рассматривалась М. И. Богомоловой, В. Д. Ботнарь, Р. И. Жуковской, Н. Г. Капустиной, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Султановой, Э. К. Сусловой, Л. С. Ядрихинской и др. Отдельные исследователи использовали различные средства приобщения к народной культуре (Н. А. Асадулаева, З. -Б. Ф. Контаутене – игру; З. А. Богатеева, Г. А. Брюханова, Л. Г. Васильева, О. А. Соломенникова, Р. Ш. Халикова – декоративно-прикладное искусство; Г. А. Куриева – устный фольклор; Н. Ф. Самсонюк – пословицы; А. Ю. Тихонова – художественные ремесла и др.). Тематику развития интереса личности ребенка рассматривали Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова и др.
Интерес, являясь сложным и очень значимым для человека образованием, имеет множество трактовок и в психолого-педагогических источниках определяется:
– избирательной направленностью внимания человека;
– проявлением умственной и эмоциональной активности человека;
– активатором разных чувств;
– активным эмоционально-познавательным отношением человека к окружающему его миру;
– специфическим отношением человека к объекту или предмету, вызванным осознанием его жизненно важного значения и эмоциональной привлекательностью [5].
Интерес – форма проявления познавательной потребности, выраженной в стремлении познать объект или явление, овладеть определенным видом деятельности [7].
Структура интереса состоит из :
– интеллектуальных процессов – логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, доказательств;
– эмоциональных процессов – переживание ситуаций успеха, гордости за свои достижения;
– регулятивных процессов – волевых устремлений, целенаправленности, настойчивости, внимания, принятия решения;
– творческих процессов – воображения, предвосхищения, озарения, создания новых моделей или образов [1].
Для формирования интереса старших дошкольников важно :
– укрепление в каждом ребенке веры в свои силах, поощрение его позитивными оценками;
– развитие у детей чувства собственного достоинства через позицию сотрудничества и партнерства;
– развитие творческих сил детей, создание для этого необходимых условий;
– использование приемов, направленных на выход двигательной энергии [3].
Понятие «культура» имеет два значения:
– совокупность достижений людей во всех сферах жизни (производственной, социальной и духовной, рассматриваемых не порознь, а совместно;
– высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений [2].
Так или иначе, но предназначением культуры является служение человечеству, развитие и преобразование его.
Важнейшая функция культуры – быть регулятором общественной жизни и способом социализации личности. Эту нормативную функцию культура выполняет через обычаи, традиции, нравы, законы, акты, указы, постановления, науку, систему воспитания и образования и т. д.
На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость – зачатки теории. Один из таких педагогически ценных элементов русской народной культуры – пословицы, так как любая пословица характеризуется «педагогическим моментом» – назидательностью.
Другой не менее интересный педагогически ценный элемент русской народной культуры – загадки. Являясь интеллектуальными, высокопоэтичными, несущими в себе нравственную идею, в глубокой древности они, вероятно, выполняли функции умственного, эстетического и нравственного воспитания в равной степени, но позднее доминирующим началом в них стало все-таки умственное воспитание.
Песни так же, как и пословицы, являются неоценимым подспорьем в воспитании старших дошкольников, так как, с одной стороны, они направлены на овладение богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, способствуют возникновению размышлений, обогащению памяти детей сведениями об окружающей действительности.
Педагогической сокровищницей русской народной культуры являются сказки, которые, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для людей и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Многие сказки также содержат педагогические идеи [6].
Все эти элементы русской народной культуры должны использоваться в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Для эффективного формирования интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо реализовывать ряд педагогических условий, среди которых:
– создание эвристической среды, включающей элементы русской народной культуры, в детском саду и в семье;
– организация народных праздников и традиций, фокусирующих тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;
– знакомство детей с народной декоративной росписью;
– систематическое использование на занятиях, в свободной деятельности, в играх элементов русской народной культуры (загадки, пословицы, поговорки и т. п.);
– подбор элементов русской народной культуры в соответствии с возрастными особенностями детей;
– насыщение пространственной среды дошкольного образовательного учреждения ценностями русской народной культуры;
– привлечение родителей старших дошкольников к работе по исследуемой проблеме и оказание им профессиональной помощи в данном направлении;
– тщательная подготовка педагогов и родителей при решении вопросов, касающихся формирования интереса к русской культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, русская народная культура обеспечивает хранение и передачу новым поколениям традиций, выработанных народом форм воспитания, эстетического отношения к миру. Потому она наиболее понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста, и поэтому, может являться незаменимым средством формирования их интереса к культуре не только своего, но и других народов.