Светлана Ульяновская
Формирование интереса к истории родного края у детей дошкольного возраста при ознакомлении с искусством ненецкого народа
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический педсовет.
Цель:
Расширять и уточнять знания педагогов о культуре и искусстве ненецкого народа. Совершенствовать работу с дошкольниками по данному направлению.
План:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Актуальность темы
3. Справка по итогам тематической проверки «Оценка состояния работы педагогов в уголках малой Родины».
а) презентация уголков малой Родины;
Публикация «Формирование интереса к истории родного края у детей дошкольного возраста при ознакомлении с искусством ненецкого народа» размещена в разделах
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
б) деятельность педагогов ДОУ по данному направлению.
4. Деловая игра. Педагогический пробег.
* стихотворение А. Пичкова «Родина, родина…»
* остановка «Литературная»
* остановка «Национальный орнамент»
* остановка «Музыкальная»
* остановка «Поиграем!»
5. Решение педсовета.
Оформление педсовета:
1. Выставка дидактических игр, созданных руками педагогов ДОУ
2. Подбор литературы по данной тематике
2. Актуальность темы
«Формирование интереса к истории родного
края у детей дошкольного возраста при ознакомлении с искусством ненецкого народа».
Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранен-
ное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С. Михалков
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины, приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада по патриотическому воспитанию и ознакомлению детей с региональным компонентом. Любовь к малой Родине мы начинаем прививать в раннем возрасте. Без знания прошлого - нет будущего. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, нормы и правила социального поведения.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.
Любить Родину — значит знать, прежде всего, свою малую Родину. Педагоги, подбирая методы и приемы нравственно-патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие действительности, образность и конкретность мышления, эмоциональную чувствительность.
Чтобы зажечь огонек любви к родному краю, желание познать его, основной задачей педагога является пробуждение у детей исследовательского интереса, любознательности. В этом помогает изучение краеведческого материала, используя который, педагог воспитывает патриотические чувства, сохраняющиеся на всю жизнь, и служат духовно-нравственному развитию личности.
Значение краеведения трудно переоценить - воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог тем самым формирует сильную привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, природой, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше прочувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Деловая игра. «Предками данная, мудрость народная…».
Психологический тренинг.
Вед. – Закройте глаза и представьте, я называю слово «Родина». Какой образ появляется в вашем сознании.
Педагоги описывают свои представления.
* Ведущий читает стихотворение А. Пичкова «Родина».
Родина, родина…
Тропы оленьи…
Родина…
в сопках родное селенье.
Дома убегают к студеному морю.
Есть лучше места в этом мире
Не спорю.
Есть скалы повыше,
Есть горы покруче,
Есть в мире иные высокие тучи.
А здесь ни березки,
Лишь травы густые
Растут, просоленные северным ветром.
У моря окраина милой России
Последним лежит на песке километром.
Родина, родина…
Тропы оленьи…
- Остановка «Литературная»
- Великая мудрость народа проявляется в устном народном творчестве. Ненецкие загадки точны, самобытны и неповторимы. Попробуйте отгадать их.
- Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга никак не могут (Лыжи)
-Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится
(Северное сияние)
- Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный Хозяин тундры за Ледовитым океаном кочует.
(Полярная ночь и солнце)
- Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а охотнику все расскажут (Следы на снегу)
- С неба летит – пляшет, все, что есть в тундре – прячет, а в чум попадет – плачет. (Снег)
- Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде не видно (Снег)
- В одну дырку вошел, в три- вышел (Малица)
- В одну дырку вошел, в три- вышел (Малица)
- Остановка «Национальный орнамент»
- Проживая в Ненецком автономном округе, дети постоянно будут встречать ненецкий колорит. Один из них – это ненецкий орнамент на одежде. Каждый из наших педагогов знает, что национальный орнамент ненцев несет в себе определенное содержание и имеет свое название. Следующее задание: назвать ненецкий орнамент.
1. След медведя 4. Кости щуки 7. Волчий капкан
2. Медвежьи уши 5. Головки 8. Грудь песца
3. Локоть лисицы 6. Уши зайца
- Остановка «Музыкальная»
Мы - патриоты своей малой Родины. И хотим, чтобы наши воспитанники знали о родном крае как можно больше.
Задание: угадай мелодию из коллекции песен о Нарьян-Маре.
- Остановка «Поиграем!»
1) Игра «Кто быстрее построит чум».
Педагоги делятся на две команды по 6 человек. Вначале маршируют с гимнастическими палками под музыку, по окончанию музыки строят чум из гимнастических палок. Чья команда быстрее построит чум.
2) Игра «Белый шаман»
Педагоги стоят в кругу, в центре круга – «белый шаман», водящий с бубном, под музыку воспитатели идут по кругу, на окончание музыки, «белый шаман» играет на бубне. Тот, кому он передает бубен, должен повторить ритм, если ошибается, то выбывает из игры.
3) Игра «Оседлай оленя!»
В центре круга стульчики, спинкой - в центр круга. Стульев на 1 меньше, чем участников. Под музыку игроки идут вокруг стульчиков, на окончание музыки - «оседлать оленя», сесть на стул задом наперед.
Решение педсовета
«Формирование интереса к истории родного края у детей дошкольного возраста при ознакомлении с искусством ненецкого народа»:
1. Продолжать работу по данному направлению внутри ДОУ.
2. Продолжать сотрудничество с другими организациями города и округа по формированию у детей представлений о родном крае.
3. Воспитателям всех возрастных групп разработать перспективное годовое планирование работы в уголках патриотического воспитания с учетом использования регионального компонента на 2014-2015 учебный год до 01.09.2014г