Татьяна Сафина
Формирование интереса к художественному слову у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.
Публикация «Формирование интереса к художественному слову у дошкольников» размещена в разделах
Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:
- Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.
- Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.
- Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
- Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.
Наша цель, воспитание в ребенке дошкольнике будущего читателя через развитие интереса к художественной литературе.
3СЛАЙД
Основными, поставленными нами задачами по воспитанию интереса к художественному слову, стали:
• - привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
• - предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
• - помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;
• - обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием
4СЛАЙД
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребенка.
5СЛАЙД
Литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигать художественное слово, посредством различных методов и приё мов:
• познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;
• беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
• рассматривание иллюстраций;
• пересказ произведений, пересказ по ролям;
• игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;
• объяснение значений некоторых слов;
• использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;
• беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;
• выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;
• чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;
• литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению
• просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению
6СЛАЙД
Воспитание интереса у детей к художественному слову осуществляется не только на занятиях по развитию речи, во время чтения художественной литературы и рассказыванию, но и в режимных моментах:
• - утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(А. Барто)
7СЛАЙД
• - на прогулке, например, для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение про времена года
• - во время наблюдения за птицами можно прочитать детям стихотворение про птиц, подобрав его заранее
8СЛАЙД
Мы работаем не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок
9СЛАЙД
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Мы продумываем, в какой момент просмотра малышам требуется наша помощь. Если это нужно, чтобы ребё нок:
• - сосредоточил внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;
• - обратил внимание на внешний вид, характер, настроение героя;
• - уделил внимание картинам природы (например, какого цвета зима, и увидел не только белые, но и голубые, розовые краски);
• - соединил наглядное и словесное изображение игрушки, зверюшки, пейзажа.
10СЛАЙД
• Начиная с младшей группы, мы подводим детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.
11 СЛАЙД
• Таким образом, создание необходимых психолого – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.
12 СЛАЙД
Спасибо за внимание
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Сафина Т. Н.