Галина Медведева
Формирование инициативной личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
О личности 21 в. мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста.
Формирование инициативы как черты личности является одной из важных проблем в теории воспитании и обучения. Инициатива рассматривается нами как один из основных компонентов развития активной личности ребенка.
Публикация «Формирование инициативной личности ребенка» размещена в разделах
Выделяется 4 сферы инициатив : творческая, целеполагания и волевого усилия, коммуникативная, познавательная. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
По определению Т. И. Чирковой (36, самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка.
Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто является показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно : произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
Принципы работы по поддержке инициативы у детей старшего дошкольного возраста
Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы; принцип сотрудничества детей и взрослого; принцип психологического комфорта каждого ребенка; принцип интеграции образовательных областей; принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создаёт замысел и реализует его.
В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.
• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.
• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных). Так создаются условия для формирования возрастных новообразований. Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре должно соответствовать возрасту воспитанников.
Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. При полноценной игре, дошкольник имеет опыт фантазирования, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество и этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной творческой деятельности. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.
Дети самостоятельно готовят предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре - регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.
С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий — сравнения, логических операций — классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.
На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям можно отнести: опыт удивления, обнаружения своего интереса; опыт пробы своего действия в социально заданных рамках; социальная поддержка достижений.
Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу доступности и мобильности. Педагог старается в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей.
Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот. Условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации.
технологии появления инициативы в реальной ситуации
Первая организация игры «Свободная игра» позволяет оценить проявление инициативы в игре группы детей с неоформленным материалом;
Вторая - «Свободное экспериментирование» метод проектов, исходя из детских интересов и вопросов - проявление инициативности в предметном действии;
Самостоятельность и инициативность играют огромную роль в подготовке воспитанников к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.
Литература:
1. Зеньковский В. В. Психология детства - М. : Академия, 1995 г.
2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М. : ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М: Школа-Пресс, 1997. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб. : ИТД «Летний сад», 2000.
4. Чиркова Т. В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М: Педагогическое общество России, 1998 г.