Алина Лукьянова
Формирование игровой культуры и взаимоотношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольная работа
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Тема: Формирование игровой культуры и взаимоотношений в дошкольном возрасте
Содержание:
1. Проблема формирования взаимоотношений детей в игре. Игровые и
реальные отношения в игре.
2. Понятие «конфликт». Причины возникновения конфликта в детских
играх и способы воздействия детей на других участников конфликта.
3. Решение педагогических ситуаций.
4. Литература
Публикация «Формирование игровой культуры и взаимоотношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
1. Проблема формирования взаимоотношений детей в игре. Игровые и реальные отношения в игре
Общение – это одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В совместной игре дети учатся языку общения - взаимопомощи и взаимопониманию, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым, ведь опыт каждого ребенка ограничен, потому что дети знакомы с довольно узким кругом действий, которые выполняют взрослые.
С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребёнок приходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связь, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
2. Понятие «конфликт». Причины возникновения конфликта в детских играх и способы воздействия детей на других участников конфликта
Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.
Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников :
внутренние и внешние.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых
Причины конфликтов.
Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:
«Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые
прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
«По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
«По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
«Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
«Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
«По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
«По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
При рассмотрении особенностей поведения детей в ходе игрового конфликта были выявлены следующие способы воздействия детей друг на друга:
1 «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.
2 «Опосредованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3 «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы
воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но
осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника
определенное психологическое давление.
4 «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
5 «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.
6 «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.
В детский сад дети приходят с различными умениями и возможностями, но не с одинаковым эмоциональным мироощущением. Поэтому каждый ребенок по-своему отвечает требованиям сверстников и педагогов, а также создает отношение к себе.
Именно поэтому ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений, эмоционального дискомфорта ребенка приобретают настолько огромное значение, ведь каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.
3. Педагогические ситуации
по теме «Формирование игровой культуры и взаимоотношений
в дошкольном возрасте.
Причины возникновения конфликтов и способы воздействия
детей на других участников игрового конфликта»
Ситуация №1.
Причина: конфликт детей произошел из-за главной роли. Роль Капитана корабля.
Способ воздействия: «аргументы». Мальчики ссорятся аргументами: «ты уже был», «я первый сказал».
Оценка воспитателю: я считаю, что педагог поступил неправильно и в дальнейшем ситуация не изменится. Либо Вова вовсе откажется участвовать в игре, т. к. воспитатель (грубо говоря) назвала его слабым при коллективе и его мнение не учитывают.
Мой вариант: Сделать одного командира и его помощника. Или придумать равную (аналогичную) должность командиру. Еще можно провести голосование среди детей, кто первый будет командиром, а кто в повторной игре. Либо создать два или даже 3 разных отряда, на которые нужен свой командующий. Можно придумать игру, схожей с веселыми стартами. Выстроить детей в один ряд. Первым поставить Вову, последним Колю. И дать им звания Командиров. Чтобы ответственность распределилась одинаково важно. Это сплотит командный дух и отвлечет от мыслей на дальнейшую игру. Либо провести соревнования на главного. Кто выиграл- тот и главный. Но проигравшего все равно поощрить каким-либо атрибутом.
В конце игры всем детям раздать, например, самодельные медали за храбрость, смелость и т. д., либо наклейки. Тогда никто не будет обделен и в следующей игре навряд ли возникнет конфликт в данной компании.
Ситуация №2.
Причина: Разрушение игры
Способ воздействия: «Психологическое воздействие»
Оценка воспитателю: ---
Мой вариант: Я считаю, что конфликт произошел из-за мальчика, который целенаправленно решил прервать игру. Поведение мальчика могу оценить так: воспроизвел в игре увиденную ситуацию в реальной жизни. Либо, просто стало скучно выполнять однотипные действия, а таким способом решил «разбавить» игру. У девочки (продавца) сработала защитная реакция. С ней просто можно провести беседу, объяснив, как реагировать на подобных «клиентов», и, конечно, в идеале, после игры усадить детей на стульчики и обсудить поведение и роль каждого ребенка, делая акцент на ошибки в игре. На месте воспитателя я бы включилась полностью в процесс, взяв на себя роль «рекламодателя», к примеру. Я громко и четко говорю: Внимание! Внимание! У нас поступление новых товаров, только сегодня и только сейчас вы можете отведать совершенно бесплатно …
Все дети подходят к воспитателю, пробуют товар, а после оплачивают на кассе. Это для отвлечения внимания детей и, чтобы не усугубить ситуацию и не испортить игру (опустить момент). Так же можно было бы добавить в игру «Охранника», чтобы показать к чему приводит некультурное и неэтичное поведение в общественных заведениях. Выписать нарушителю штраф или забрать скидочную карту. Можно и вовсе повернуть все в сторону покупателя и сыграть сценку, где продавец извиняется за свою невнимательность впредь обещает все проверять. Но в свою очередь извиняется и покупатель – прививаем этику детям.
Ситуация №3.
Причина: по поводу правильности игровых действий
Способ воздействия: опосредственное воздействие и психологическое воздействие
Оценка воспитателю: Я считаю, что воспитателем была допущена ошибка при распределении ролей в игре.
Мой вариант: Самого маленького ребенка сделать Волком. Чтобы он почувствовал себя увереннее и сильнее, стать лидером. А самый большой и сильный – мог сплотиться с остальными ребятами, быть на одной волне.
Еще можно найти ему пару. Ребенка, который будет помогать ему прятаться. Чтобы он не оставался один. Или сыграть роль мамочки-козы и выскочить перед волком и забодать его. В это время как раз можно и заменить Волка плачущим мальчиком. Это только при условии, что он плачет от испуга.
Если причина слез и жалоб только в том, что он сам нарушил правила игры, то все же стоит его вывести из нее и дождаться окончания, чтобы все дети четко понимали, что есть правила, а правила нарушать нельзя.
Ситуация №4.
Причина: конфликт из-за игрушек
Способ воздействия: угрозы и санкции
Оценка воспитателю: воспитатель смогла разрешить спор в игровой форме, не разрушив игру.
Мой вариант: Если есть свободное время, то самому воспитателю можно было бы сказать: «Я буду мамой Наташи!», а вы будете ее сестрами. И заплести каждой по прическе, или уложить «всех» спать. (максимально скучно и однотипно вести игру). Немного поиграя, девочки быстро сделают выводы и сами решат конфликт, чтобы воспитатель не присутствовал в игре.
Ситуация №5.
Причина: по поводу правильности игровых действий.
Способ воздействия: словесное воздействие.
Оценка воспитателю: ситуация схожа с ситуацией №4.
Конфликт, который воспитатель разрешает в игровой форме.
Мой вариант: Можно предложить сделать автобус школьным и предложить куклам отправиться на экскурсию. После экскурсии вернуть кукол в школу, а водителю отправить на автомойку, либо в гараж, на сто (починить колесо, убраться в салоне, заправить машину на заправке. И перестроить маршрут, используя какие-нибудь атрибуты (фишки, кубики, конструктор) – сделать границы дороги. Можно подключить еще одного мальчика – полицейского гибдд. Выписать штраф за въезд в здание или подобное. Отправить машину на штраф стоянку. Здесь могут пригодиться песочные часы. Вряд ли после нарушения пдд мальчик захочет повторить «маршрут».
По моему мнению в каждой группе должны быть обустроены уголки. Дети не должны играть на полу в одной куче с игрушками в разнобой. Выглядит так: сидит 20 детей на ковре, одна с куклой, другой с машинкой, третий с конструктором, а четвертый вовсе бегает с «автоматом», перепрыгивая через них. Куклы должны спать в кроватях, машины ездить по дороге, фрукты на кухне, касса в магазине. Если ребенок позволяет себе бегать с машинкой по всей группе – это демонстрирует незнание и несоблюдение правил. Нет уверенности в том, то сейчас он согласился перестроить маршрут, но не поедет в сторону другой играющей девочки. Перед началом любых игр, даже свободной деятельности, должна быть проведена беседа и четкое обозначение правил. Исключения не должны допускаться, т. к. правила для всех одни.
Литература
1. Воспитание детей в старшей группе детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. - М: 1984 год
2. В. С. Мухина, «Детская психология» - М. : 2000 год
3. М. А. Панфилова «Игротерапия общения» - М. : 2002 год.
4. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб.
5. Питер, 2001 - 448 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»)
6. Дошкольная педагогика, Козлова С. А., Куликова Т. А., 2010. – Форма доступа : https://eduportal44.ru/Kostroma_EDU/detsad_43/DocLib7/козлова%20дошкольная%20педагогика. pdf
7. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения – Форма доступа : https://umc-pedagog.ru/media/1525679093_doshkpedag.pdf
8. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА. Москва – Юрайт 2019 – Форма доступа :
https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/19CD5D40-DC5F-4E26-9721-E209EA0BB897.pdf