Ползикова
Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Среди направлений работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, важное значение занимает обучение игре.
Игра влияет на развитие коммуникативных и социальных навыков. Если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками, а так же навыки в самостоятельной деятельности и поведении в общественных местах.
Публикация «Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
В начале наблюдений за детьми, мы заметили, что они не контактировали друг с другом, а играли в одиночку, сами по себе. Их игры не были целенаправленными, а были манипуляционными и напоминали игры детей младшего возраста. Некоторые дети могли проводить несколько часов с одним и тем же предметом или игрушкой в руках. Например: рвать лист бумаги на мелкие кусочки, перебирать детали конструктора, при этом выполняя все движения монотонно и зациклено на определенных одиночных играх и движениях. Почти никогда не впускали педагога в свою игру.
Так как взаимодействие в игре не было и возникали трудности при попытках вовлечь их в игровую деятельность и проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что дети с расстройствами аутистического спектра могут научиться играть и в целенаправленной игровой деятельности с другими детьми или педагогами. Ведь игра помогает развивать, открывать новые пути решения проблемы для развития детей аутистического спектра.
Мы составили план, как вовлечь наших детей в игру и начали с того, что организовали игру между ребенком и педагогом, постепенно втягивали в игру еще одного ребёнка, тем самым устанавливали взаимодействие между нами. И постепенно роль педагога в процессе игры уменьшалась. В будущем мы хотим объединить их в маленькие группы, чтобы они взаимодействовали друг с другом.
Чтобы обучить детей игре, нужно сформировать игровые навыки, присущее их стадиям развития:
игра в одиночестве — ребенок играет с игрушкой один и если кто-то пытается с ним взаимодействовать, то ребёнок отворачивается, начинает кричать и уходит;
параллельная игра — ребенок играет с игрушкой поблизости от других детей или педагога, наблюдает, как другие дети играют со своими игрушками, но всё же его внимание сосредоточено на собственной игрушке и он не реагирует на ровесников или педагога;
интерактивная игра — ребенок может делить игрушку со сверстником или педагогом, умеет играть по очереди, но не смотрит в глаза;
сотрудничающая игра — играет и взаимодействует с одногруппником и взрослым с разными игрушками или с одной игрушкой, но смотрит в глаза;
сюжетно-ролевая игра — лепит воображаемую еду из пластилина, качает куклу, имитирую плач ребёнка или надевает кукле одежду;
игра на основе правил — играет в социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая настольные игры, игры с карточками, компьютерные и спортивные игры, при этом соблюдая правила игры.
Во время обучения игровым навыкам были выделены: цели, динамика, разные виды поощрений. Если раньше во время игры ребенок находился в «зоне эмоционального комфорта», то сейчас в совместной игре, он стал эмоциональнее. Но так же мы заметили, что некоторые дети быстро уставали. Они кричали, визжали, истерили, и могли проявить агрессию на себя, так же на взрослого или сверстников.
Таким образом, развивая игровую деятельность ребёнка с аутизмом, можно решить проблемы коммуникации и социального взаимодействия. Важно соблюдать последовательность при развитии игровой деятельности и принципы управления ей, и только тогда это приведет к хорошим результатам. Но следует помнить, что на ребенка не нужно давить и требовать соблюдать некоторые правила в игре, а нужно мотивировать весёлыми и подвижными играми.