Толмач Алена
Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов с воспитанниками, склонными к деструктивному поведению
Проблема агрессивного поведения детей в обществе достаточно актуальна в наши дни. Происходит рост числа детей с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе.
Поэтому профилактика девиантного поведения несовершеннолетних становится одним из основных направлений воспитательной работы. Многообразие деструктивных форм девиаций, увеличение численности несовершеннолетних с девиантным поведением, сложность и своеобразие предпосылок отклоняющегося поведения обусловливают необходимость проведения профилактической работы, направленной на оказание помощи воспитаннику в процессе его социализации, сдерживание роста девиаций, превенцию отклонений в поведении несовершеннолетних.
Публикация «Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов с воспитанниками, склонными к деструктивному поведению» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Какие же дети попадают в группу риска?
Это могут быть дети-инвалиды, дети с ЗПР, педагогически запущенные, дети из неблагополучных и неполных семей, дети, оставшиеся без родителей, неуспевающие в школе, даже одаренные дети и т. д.
Под первичной профилактикой деструктивного поведения подразумевается целый комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий нарушений в поведении воспитанников, а также психолого-медико-педагогическую коррекцию последствий.
За детьми, состоящими на разных видах учёта, воспитателями осуществляется контроль успеваемости, поведения и посещаемости уроков, занятий внеурочной деятельности.
Данная категория воспитанников привлекается к трудовой деятельности, к выполнению постоянных или временных поручений.
Педагог проводит беседы (консультации) с воспитанниками для выявления причин девиантного поведения и устранения возможности повторного проступка. C подростками ведётся систематическая работа по формированию устойчивых установок на неприятие алкогольных, наркотических веществ, беседы по профилактике курения, употребления токсических веществ. С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры, формирования здорового образа жизни несовершеннолетних проводятся тематические воспитательские часы.
Прежде всего в каждом конкретном случае следует выявить причины деструктивного поведения, разобраться
-что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей степени;
-какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
-с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ребенок, а в каких требуется помощь взрослых;
Для осуществления педагогической профилактики и коррекции деструктивного поведения ребенка рекомендуется:
1. Найти сильные стороны и качества ребенка и опираться на них.
2. Не оставлять без похвалы любое положительное проявление ребенка.
3. Стараться не сравнивать ребенка с другими детьми.
4. Говорить с детьми тактично, избегать резких выражений. Не использовать поучительный и уничижающий тон.
5. Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев и негодование.
6. Уметь признавать свои ошибки и просить прощение.
7. Не оскорблять ребенка, исключить угрозы и шантаж.
8. Высказывать отношение к поступкам, а не к личности ребенка.
9. Давать понять ребенку, что он несет ответственность за свои поступки.
10. Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.
Мы должны дать понять ребенку, что плохой поступок - досадное недоразумение, случайность, которая больше не повторится, так как ошибки возможны и нужно извлекать из них полезный опыт.