Татьяна Николаевна Мазнева
Формирование и развитие мотивации дошкольников к чтению с помощью игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя» В. А. Сухомлинский.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Не случайно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Чтение, детская литература
- Темочки
Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача педагогов – воспитателей, которую профессионально решают только они. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения. В первые годы жизни ребенка книга не является жизненной необходимостью, как еда, игрушки, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается взрослыми, которые понимают роль книги в развитии ребенка. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге. Примерно в три года значение книги меняется: она может стать источником увлекательной деятельности – игровой, речевой и т. д. Книжки-игрушки, картинки и т. д. приносят ту самую пользу, которая рождает мотивы. Мотивы появляются и становятся предметными. Ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог предшкольного общения с книгой – рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги.
Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др. Казалось, если все определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приемы, формы работы с дошкольниками использовать?
Система работы с дошкольниками по формированию мотивации к чтению включает в себя использование различных технологий : «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, «Карты Проппа», методика Алябьевой Е. А. «Расскажи стихи руками» и др. Рассмотрим каждую из них подробно.
Технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. В основу развивающих игр заложены три основных принципа: интерес, познание и творчество. Это не просто игры – это сказки, забавные персонажи, приключения, интриги, побуждающие малыша к творческому мышлению и словотворчеству. Развивающая среда «Фиолетовый лес» и его герои. Это пособие является неотъемлемым компонентом предметно-пространственной развивающей среды. Детали пособия можно разложить как горизонтально, так и прикрепить вертикально на фон. Надо отметить, что пособие отвечает требованиям к предметно-пространственной развивающей среде : доступность, вариативность, полифукциональность, безопасность, содержательная насыщенность, трансформируемость. Каждое пособие уже содержит сказочный сюжет и сказочных персонажей. Поэтому с помощью пособия «Фиолетовый лес» можно инсценировать уже знакомые сказки и сюжеты из детской художественной литературы. Также можно придумывать свои собственные и реализовывать задуманное.
Таким образом, развивающие игры В. В. Воскобовича – новатора и педагога – это целостная система развития дошкольников, позволяющая развить у них творческие способности, логическое мышление, потребности и желания узнать что-то новое.
Игровая технология - «Карты Проппа». Карты Проппа представляют собой игровое пособие из карточек, состоящих из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Перед тем, как начинать применять карты Проппа в работе с литературными произведениями воспитатели их внимательно с детьми рассматривают, обсуждают значение каждой карточки, приводят примеры из сказок для этих картинок-схем. В непосредственной работе с произведением художественной литературы необходимо соблюдать определенный план действий, состоящий из нескольких этапов:
1 этап: Познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: присказка, зачин (приглашение в сказку); повествование; концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: Чтение сказки с сопровождением выкладывания Карт Проппа.
3 этап: Пересказ сказки с опорой на Карты Проппа.
4 этап: Сочинение сказки с использованием Карт Проппа.
Начинать применять карты Проппа в работе с детьми можно со средней группы. В этом возрасте они помогают детям пересказать сказку, то есть дети раскладывают карты и воспроизводят содержание прочитанного произведения. В старшем возрасте акцент смещается на проявление творчества в придумывании своих вариантов продолжения произведения, сочинении сказки и истории по аналогии с фольклорным и литературным текстами.
Таким образом, данная технология способствует развитию устной связной речи (развивается умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев) и в тоже время она развивает в детях активных читателей, не оставляя их равнодушными к сказочному сюжету, обогащает эмоциональную сферу воспитанников.
Игровая методика Алябьевой Е. А. «Расскажи стихи руками». Методика «Расскажи стихи руками» предполагает осуществление алгоритма действий, доступных для детей:
1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков.
2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей.
3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова. При подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, и индивидуальные особенности детей. Обучать детей по методике «Расскажи стихи руками» можно начинать с младшего возраста, так как детям этого возраста очень интересно не только услышать каждое слово, но и жестом, движением как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через действие в игре. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи о природе. В таких стихах содержится много глаголов, что предполагает выполнение каких-либо действий. В старшем дошкольном возрасте, как усложнение, педагоги показывают движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем. Движения воспитанники могут обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество. Совместные действия со взрослым и со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес к литературному произведению, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности
Таким образом, используя перечисленные игровые технологии можно добиться положительного результата при формировании и развитии мотивации к чтению.