Юлия Нестерова
Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена изучению формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу, району.
Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В статье представлена педагогическая работа по воспитанию у дошкольников любви к Отчизне, которая начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек, к городу Нижнему Новгороду, Автозаводскому району.
Публикация «Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Ключевые слова: старший дошкольник, патриотизм, воспитание, Родина, город, район, интерес, народ, самостоятельность, игра.
«Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению» В. В. Путин
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
Поправка в Конституции РФ: «…дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственно-патриотическому и интеллектуальному развитию детей»
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и патриотические чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим районом, городом, страной, народом.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В связи со всем вышеперечисленным, мною была поставлена цель:
Способствовать патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного через приобщение к познанию родного города - Нижнего Новгорода, Автозаводского района.
Задачи работы:
1. Способствовать расширению представлений о родном городе Нижнем Новгороде, родном Автозаводском районе
2. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, государственным символам
3. Продолжать формировать знания о нижегородцах, прославивших нашу Родину
4. Способствовать становлению родителей партнерами образовательного процесса по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей
5. Создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие патриотического воспитания детей
Для решения этих задач мы использовали Основную общеобразовательную программу нашего детского сада, изучили нормативно - правовые документы и научно-методическую литературу:
В работе с детьми проводились следующие этапы
• подготовительный;
• организационный;
• аналитический.
Подготовительный этап.
Цель: анализ и выявление проблем по формированию у детей качеств нравственно-патриотического характера, планирование системы работы с детьми.
Изучая ФОП ДО, педагогическую литературу, мы выяснили, что воспитание патриота своей Родины, самостоятельной личности, невозможно без расширения представлений ребенка о родном городе, культуре своего народа (праздники, традиции, народно-прикладное искусство, музыкальный фольклор).
ФОП ДО о патриотическом воспитании говорится: «Развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания»
Также, в содержание патриотического воспитания входит приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (ФОП ДО)
Нами было определено содержание работы, позволяющее оценить те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с новыми требованиями ФОП ДО.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать достопримечательности, герб и символы своего города. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы представления об основных исторических событиях, связанных с городом, его выдающихся личностях и героях. В-третьих, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Мы провели диагностику. По результатам диагностики мы выявили, что большинство детей затрудняются назвать достопримечательности города, улицы и площади города. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, односложная, редко используется речь - доказательство, речь - объяснение, сложные предложения. Мы решили, что необходимым условием для воспитания патриотизма детей является подбор игрового оборудования, дидактического материала, иллюстраций и экспонатов и ИКТ по данной теме.
Для решения задач по патриотическому воспитанию в нашей группе мы предложили детям материал и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, фотоальбомы, иллюстрации). Расширили книжный уголок, уголок для рисования. Мною были созданы презентации: «Значимые места Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Нижегородская Ярмарка», «Автозаводский район, в котором я живу», «Профессии работников детского сада» и т. д.
В начале года мы провели работу с родителями. Познакомили их с программой и задачами, которые будем решать в течение года. Сумели заинтересовать их нашей работой и ее результатами. При этом родители у нас являются равноправными участниками образовательного процесса.
Организационный этап. Цель: организовать и провести систему работы по патриотическому воспитанию детей.
На данном этапе мы провели с детьми:
1. Тематические беседы «Нижний Новгород - мой город», «Валерий Чкалов – наш герой», «Нижегородская ярмарка» (чтобы помочь каждому ребёнку понять связь времён, историю своего города, вызвать чувство гордости за своих предков). Родители активно включились в эту работу и дома рассказывали своим детям об истории родного города, о своих впечатлениях, делились знаниями;
2. Подвижные игры («Самолеты», «Летчики», игры-драматизации, экскурсии к памятникам нашего города;
3. Рассматривание фотографий, альбомов и буклетов «Мой город», «Мой район», «Старый Нижний». Основной целью проводимой работы являлось воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Для этого мы собирали, анализировали и довели до детей интересную информацию о нашем городе, создав фото альбом «Интересные места родного края». Вместе с родителями сделали фотоколлаж «Любимые места моего города». Использовали дидактические пособия и дидактические игры: «Нижегородский кремль», «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности города и района», «Великие люди нашего края», «ГАЗ – завод известный на всю страну», а также карты и атлас города Нижнего Новгорода, альбомы и открытки с видом города и планом Кремля, улицами города и нашего района;
4. Слушали музыкальные произведения патриотического характера (гимн города, марш «Прощание славянки», «Священная Война», «День Победы», «Катюша», что способствует более глубокому проникновению патриотических чувств в сердца детей;
5. Проводили занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, речевому развитию, художественному творчеству, а так же самостоятельную игровую деятельность;
6. Беседы и занятия с детьми были подкреплены иллюстративным материалом, музыкальными композициями, художественным словом (чтение произведений русских писателей о Родине, о народе, о красоте русской природы, русские народные сказки; разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о Родине; народные игры и хороводы).
7. Организация и реализация проектной деятельности «Мой любимый край - Нижний Новгород»
Аналитический этап. Цель: проанализировать промежуточные результаты работы по патриотическому воспитанию детей и ознакомлению их с родным городом – Нижним Новгородом, определить дальнейшие перспективы.
Проведя повторную педагогическую диагностику по тем же параметрам, мы выяснили, что уровень знаний у детей в результате системной работы повысился.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что дети:
1. Познакомились с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями, с творчеством и свершениями прославленных земляков;
2. Изучили наиболее значимые события в жизни города от его основания и до сегодняшних дней;
3. Осознают значения бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе, районе;
4. Проявляют интерес к выставкам рисунков, фотографий своих семей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Хотелось бы закончить статью высказыванием великого педагога В. Сухомлинского, мнение которого я разделяю полностью - «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Используемая литература
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М. : Центр педагогического образования, 2014.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
4.«От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., «Мозаика-Синтез», 2015.
5. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : «Мозаика-Синтез», 2014.
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
8. И. В. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
9. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,Сфера, Москва, 2019 г.
10. ФОП ДО Приказ от 25.11.2022 № 1028
11. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП,СПб. -2023 г.