Получи документы

Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся посредством реализации программы внеурочной деятельности

Татьяна Малахова
Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся посредством реализации программы внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Разговоры о важном» - это получасовые классные часы, которые проводятся в рамках курса внеурочной деятельности первым уроком по понедельникам во всех российских школах. Данный проект запущен с 1 сентября 2022 года Министерством образования Российской Федерации и направлен на развитие ценностного отношения подрастающего поколения к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

Публикация «Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся посредством реализации программы внеурочной деятельности» размещена в разделах

Особенность формирования гражданско-патриотических качеств как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить.

Роль таких занятий очень важна, особенно сейчас, когда различные силы извне пытаются лишать молодое поколение собственного национального самосознания и навязывать им чуждые и ложные ценности.

По задумке создателей, «Разговоры о важном» в школе строятся в форме диалога между классным руководителем и учениками. По словам главы Минпросвещения России Сергея Кравцова, «Разговоры о важном» не должны повторять традиционные для урока формы, задача учителя — вовлечь класс в обсуждение и ответить на вопросы, которые волнуют детей.

Это неформальное общение с обучающимися на различные темы. Содержательные, интересные, открытые беседы помогают ребятам:

• расширить кругозор,

• узнать больше об истории, культуре и традициях многонациональной России,

• научиться разбираться вместе с педагогом в актуальных вопросах современности и ключевых событиях,

• развить критическое мышление,

• узнать о достижениях нашей страны — прошлых и настоящих, ведь нам есть чем гордиться,

• вместе мечтать и планировать будущее.

При проведении занятий используются различные форматы, интересные современных и понятные ребятам. Среди возможных:

• дискуссия по итогам просмотренного фильма,

• видеолекция и ее обсуждение,

• интерактивная викторина или квиз,

• коммуникативная или деловая игра,

неформальное общение с приглашенным экспертом по теме,

• мозговой штурм (решение кейсов,

• музыкальная гостиная и многие другие.

В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали. Начиная с 3-го класса, ученики могут оставить обратную связь о занятии в анкете, которая доступна по QR-коду.

Все официальные материалы «Разговоров о важном» размещены на сайте «Единое содержание общего образования». Здесь можно скачать методические рекомендации, сценарии, видео, плакаты, презентации и интерактивные задания к урокам. Хочется отметить, что в помощь классным руководителям, работающим с детьми с ОВЗ отдельно были разработаны методические рекомендации, как правильно подготовиться и провести «Разговор о важном» с нашими детьми.

Материалы появляются постепенно, но заблаговременно. Заявленная ранее программа корректируется и темы занятий могут меняться. Сценарии уроков и задания различаются в зависимости от возраста учеников. На главной странице проекта указано, что все материалы для учителей носят характер рекомендаций.

Всего в 22/23 учебном году планируется провести 34 внеурочных занятия. На официальном сайте на данный момент размещена программа цикла классных часов «Разговоры о важном». Большинство тем приурочено к памятным и праздничным датам.

Как же цикл данных мероприятий реализуется в нашем учреждении?

Каждый понедельник в нашей школе-интернате начинается с общей линейки в актовом зале с внесением государственного флага и исполнением государственного гимна. На линейке подводятся итоги прошедшей недели и объявляются мероприятия предстоящей недели. Затем все расходятся по классам и уже в узком кругу проходят классные часы, где ребята имеют возможность высказать свое мнение и обсудить тему занятия.

При подготовке к каждому занятию, я изучаю сначала именно рекомендованный материал, который расположен на сервисе для классных руководителей, а затем уже выстраиваю свой сценарий с учетом особенностей мышления и восприятия детей моего класса. Обязательно в ходе занятий использую динамические паузы с целью избежать перенапряжения и усталости детей.

Опираясь на их опыт, возможности подбираю иллюстративный и видеоматериал, интерактивные задания, дополнительный материал, рабочие листы, стараясь заинтересовать ребят, вызвать эмоциональный отклик.

Так, например, готовясь к занятию «Обычаи традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» подготовила для ребят выставку с фотографиями их бабушек и предложила каждому по фото угадать бабушку в юности и рассказать о ней. Фото мне любезно предоставили родители.

К занятию «Мама - главное слово в каждой судьбе» подготовила видео, где использовала фото детей с их мамами. Детям было предложено составить словарь ласковых слов для мамы и придумать пожелание. Итогом занятия стало «Дерево пожеланий».

При подготовке к теме «День Героев Отечества», подготовила презентацию о военнослужащих нашего города, которые сейчас находятся в зоне СВО. Рассказывая ребятам о сегодняшних героях, старалась донести до них мысль, что это простые жители, наши соотечественники, которые жили, трудились, но в трудный момент, поступили как настоящие мужчины, проявив смелость и отвагу, пошли защищать мирный народ Донбасса и Луганска. Как продолжение этого занятия, стало участие моих ребят в акции «Письмо солдату».

При проведении бесед «Разговоры о важном» я стараюсь разнообразить формы их проведения.

Так на уроке по теме: «День учителя» мы совершили онлайн-экскурсию в 19 век, где познакомились с педагогической деятельностью Льва Николаевича Толстого, а затем ребята имели возможность в неформальной обстановке пообщаться с приглашенными учителями нашей школы и задать различные вопросы гостям: «Какие оценки вы получали в школе?», «Какой предмет был для вас самый любимый?», «Какую профессию вы мечтали получить? Сбылась ли ваша мечта?». В этот день мы говорили о профессии учитель, насколько важно понимать и принимать учителей как своих старших наставников, насколько эта профессия великая и трудоемкая. В подарок учителям мы с ребятами заранее сделали подарок «Мультфильм – поздравление», который вместе посмотрели в конце занятия.

На «День героев Отечества» был приглашен сотрудник нашей школы, участник чеченской компании, который поделился своими воспоминаниями и переживаниями. Ребят очень увлекла и заинтересовала данная встреча.

Кроме этого, по возможности, стараюсь вводить интерактивные элементы. Так, при проведении занятия «Прорыв Блокадного Ленинграда» предложила ребятам отрезать кусочек хлеба и взвесить на весах 125 гр., именно столько получали жители блокадного Ленинграда. Показывая кусочек хлеба, символизирующего блокадный хлеб, рассказала, что тот хлеб имел совсем другой состав, не был таким ароматным, однако для жителей Ленинграда на тот момент он был самым вкусным и заветным кусочком, продлевающим им жизнь.

Еще одним интересным моментом для ребят всегда является показ трейлеров фильмов относящихся к обсуждаемой теме, особенно тех, которые сняты на основе реальных событий. Так на занятии «Мечты о космосе» был предложен трейлер фильма «Время первых», посвящённого полёту космического корабля «Восход-2» и выходу космонавта Алексея Леонова в открытое пространство. Занятие «День Героев Отечества» закончилось показом трейлера военной драмы «Летчик», в основу сюжета легла реальная история Алексея Маресьева. Предлагаю детям посмотреть и обсудить эти фильмы с родителями. С ночующими детьми, мы смотрим эти фильмы по вечерам, затем беседуем и обсуждаем увиденное.

Подводя итог, скажу, что роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма обучающихся очень велика. Нужно признать тот факт, что мы возрождаем лучшие традиции. В нашей стране сейчас делается очень многое, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», «гордость», «Россия – страна возможностей», и многое другое. И этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — позволяют воспитывать живой интерес к своей стране и её будущему, учат наших детей переживать за своих соотечественников, позволяют мечтать о новых профессиях, расширяют их кругозор.

Ведь патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы в будущем.

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся посредством реализации программы внеурочной деятельности
Опубликовано: 18 июля 2024 в 11:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся посредством реализации программы внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малахова (УИ 7838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД