Ирина Петрова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи является одним из важных направлений речевого развития детей. Грамматическая сторона речи выступает как важная составляющая социализации, поскольку существенно влияет на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации.
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
При нормальном речевом развитии усвоение грамматического строя речи ребенком происходит самостоятельно посредством подражания речи взрослого. Каждой грамматической форме в языке присуще общее, абстрактное значение. Чтобы овладеть грамматическими закономерностями языка необходим достаточно высокий уровень сформированности анализа, синтеза, обобщения, дифференциации, абстрактно-логического мышления (А. Н. Гвоздев, С. Ф. Жуйков, Н. М. Красногорский, А. Н. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, А. Н. Шахнорович Н. Х. Швачкин и др.).
Грамматика представляет собой строй языка, который включает в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования [3].
В исследованиях А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматической стороны речи у ребенка.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Он приходится период от 1 года 3 месяцев до 1 год 10 месяцев. Этот период состоит из двух этапов: первый этап однословного предложения, второй этап предложений из нескольких слов-корней.
Первый этап первого периода (1г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.) характеризуется использованием отдельных слов в роли предложений (однословные предложения). Речь ребенка бедна количеством слов, чтобы выразить свои желания, потребности и впечатления. Чтобы уточнить смысл высказывания дети прибегают к жестикуляции и интонации. Употребляемые ребенком первые слова не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни, которые в разных предложениях применяются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.
Второй этап первого периода (1г. 8 мес. – 1г. 10 мес.) – этап предложений из нескольких слов-корней. Данный этап характеризуется тем, что ребенком объединяются 2-3 слова в одном высказывании, т. е. наблюдается появление в речи фразы, однако присуще отсутствие грамматической связи между словами. Происходит объединение слов в высказывании с помощью интонации и общности ситуации. Дети используют слова в предложении в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Употребление имен существительных происходит именительном падеже единственного числа, в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы используются в инфинитиве или форме второго лица единственного числа повелительного наклонения. Воспринимая разные формы слов, ребенком выделяет только общую их часть. При комбинировании аморфных слов-корней ребенку не доступно решение задачи выбора нужной грамматической формы, поэтому употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях [2].
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения приходится на возрастной диапазон от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Данный период включает три этапа
. Этапы второго периода – усвоение грамматической структуры предложения
Первый этап второго периода характеризуется появлением первых форм слов. На данном этапе отмечается начало процесса понимания детьми различной связи между словами в предложении. В речи детей появляются первые грамматические отношения между словами, которые представлены согласованием существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения, формами управления глаголом. Однако речь ребенка полна аграмматизмов.
Второй этап второго периода – этап использования системы флексий для выражения связей слов характеризуется усвоением детьми общих, наиболее продуктивных правил формообразования, овладение частными правилами, исключениями из общего правила, дифференциацией внутри системы языка. В речи детей отмечается большое количество грамматических неточностей, например, замена окончаний другими в пределах одного грамматического значения.
Третий этап второго периода – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений отличается тем, что характерной особенностью нормального развития речи является усвоение предлогов после овладения основными функциональными грамматическими элементами языка – флексиями. На этом этапе происходит усвоение многих грамматических форм, однако морфологическая система языка полностью не усвоена.
Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы. Начинается с 3 лет и заканчивается к 7 годам. В данный период происходит систематизация грамматических форм по типам склонения и спряжения, усвоение многих единичных форм, исключений. Также отмечается сокращение свободного использования морфологических элементов, т. е. уменьшение словотворчества, т. к. происходит овладение ребенком не только общих правил грамматики, но и более частных, системы «фильтров», которые накладываются на применение общих правил. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является высоким, что помогает ребенку при обучении в школе осознавать грамматические закономерности при изучении русского языка [2].
Сегодня существует множество педагогических технологий, способствующих развитию речи ребенка дошкольного возраста. Игровые технологии представляют собой составную часть педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не является новой. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Среди многообразия игровых технологий сегодня выделяется игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Остановимся кратко на описании данной технологии.
Вячеслав Вадимович Воскобович является изобретателем, который придумал более 50-ти пособий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей. Им разработана такая игровая технология как «Сказочные лабиринты игры», в которой отмечается постепенно усложнение игр, поддержание детской деятельности в зоне оптимальной трудности. Каждой игре присуща определенная задача, при решении которой необходимо достичь конкретного результата. Все игры В. В. Воскобовича сопровождаются сказочным сюжетом, что позволяет постоянно поддерживать познавательный интерес детей. Дошкольники выполняют роль действующих лиц происходящих событий, они проживают сказочные приключения вместе с главными персонажами, преодолевая с ними препятствия. Все сказки имеют единое сказочное пространство – Фиолетовый лес и сказочных героев : Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк и др [1].
Игры В. В. Воскобовича достаточно легко включаются в привычный образовательный процесс в дошкольном учреждении. С помощью этих игр можно создавать проблемные ситуации, решать логические задачи, создавать ситуации занимательности, и воображаемые ситуации, использовать сюрпризные моменты, развертывать игры-драматизации. Занимательность и эмоциональность этих игр способствуют развитию у детей познавательной активности, интереса, любознательности, наблюдательности, самостоятельности, инициативы, самовыражения [4].
Ниже представлено содержание работы по формированию умения словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста как направлений работы по формированию грамматического строя речи.
Формирование умений словоизменения
Формирование умения преобразовывать имя существительное в именительном падеже единственного числа во множественное
«Гусеница Фифа и весенние фото»
Ребята, Гусеница Фифа принесла нам несколько фотографий, которые она сделала, гуляя по весеннему лесу, опушке. Она хочет поделиться своими впечатлениями с нами, давайте посмотрим. Что на этой картинке? А что на другой?
Формирование умения образовывать форму родительного падежа имён существительных в единственном и множественном числе
«Жужа выполняет задание от Филимона»
Пчелка Жужа просит помощи. Перед ней картинки, потом Филимон забирает одну из них, и ей нужно назвать чего не стало. А она не знает. Давайте ей поскажем!
Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными единственного числа в роде
«Пчелка Жужа разгадывает послание» (Коврограф Ларчик)
Пчелка Жужа получила загадочное послание и не может его разгадать. Нужно вставить подходящие слова. Я буду читать, и говорить, где пропущено слово, а ваша задача подумать и сказать, какое это слово. Но не все так просто, на коврографе будут даны подсказки.
«Цветы цветут»
Наступит ___ тмесяц весны – май. Расцвел ___ ландыш, ___ тюльпаны. В саду распустились ___ нарциссы и ___ маки.
Формирование умения согласовывать числительные «2» и «5» с существительными
«Паучок и весенний счет»
А вы знаете, что Паучок очень любит весну. Он говорит, что она очень приятная на запах, красивая, цветущая. И такого времени года больше нет. И Паучок, когда наступает весна всегда считает, сколько листочков уже появилось, сколько почек на кустах и т. д. И он просит вас посчитать вместе с ним.
Слова: лист, куст, дерево, почка, цветок, подснежник, речей.
Ребенок: Один лист, два листа, пять листов и т. д. с другими словами.
Формирование словообразовательных умений
Формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Гномы Фиолетового леса учатся ласково называть слова»
Гномы Фиолетового леса никак не могут разобраться, как называть слова ласково, чтобы они звучали красиво и мягко. Например, зеле говорит, что ласковое слово от слова «дерево» - «деревище». Это так?
Нет!
Поэтому давайте им расскажем, как можно слова называть ласково!
Слова: Дерево, лес, лист, трава, ручей, куст, солнце, цветок, птица, еж, ветка и т. д.
Формирование умения образовывать прилагательные от существительных
«Крутик По знакомится с признаками весны»
Ребята, Крутик По не знает признаков весны совсем. Задача наша – рассказать Крутику По об этих признаках. Перед нами картинки с признаки весны. Назовите их.
А теперь скажите:
- если светит солнце, то день какой (солнечный)
- если снег тает, то он какой (тающий)
- если дети трудятся на огороде, то они какие (трудолюбивые)
- если тают сосулько, значит тепло стало, это день (теплый)
Формирование умения образовывать сравнительную степень прилагательных
«Галчонок Каррчик встречает весну»
Логопед: Галчонок Каррчик, как и все мы, ждали весну. Наступила весна и он не понимает – холодно или холоднее, тепло или теплее. Давайте ему поможем в этом разобраться.
теплый - теплее светлый -…
яркий -… темный -…
громкий -… рыхлый -…
высокий -… свежий -…
чистый -… быстрый -…
сильный -… прозрачный -…
Формирование умения образовывать глаголы движения приставочным способом
«Прогулка с Жужей по Фиолетовому весеннему лесу» (среда «Фиолетовый лес»)
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Фиолетовый лес. Посмотрите на опушке нас уже ждет Пчелка Жужа. Она сегодня нас проведет по лесу. Пчелка будет идти по лесу, а ваша задача – озвучивать движения его. Например. Жужа летит по лесу. Она перелетел через дерево. Села на цветок. и т. д.
Библиографический список
1. Адрова Т. Н., Радина И. И. Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду // Педагогическая наука и практика. 2018. № 1 (19). С. 83-85.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб., 2007. 470 с.
3. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология: сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов / сост. Л. П. Казанская, Р. А. Кан. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 238 с.
4. Юрчук Е. Н. Использование игровой развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» для интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста// Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Тольятти, 2018. С. 11-16.