Ирина Залозецкая
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по методике Г. М. Зегебарт «Волшебные обводилки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы когда-нибудь пробовали застегнуть пуговицы замерзшими пальцами? Вы обращали внимание, как ребенок держит карандаш, насколько ловко застегивает пуговицы? Тогда вы понимаете, как важна способность хорошо владеть руками.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по методике Г, М, Зегебарт „Волшебные обводилки“» размещена в разделах
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков : скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
Принято считать, что для подготовки ребенка к письму достаточно дать ему возможность рисовать, однако письмо – специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения – букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяжные линии.
Методика «Волшебные обводилки». Авторы Г. М. Зегебарт, О. С. Ильичева дает возможность с помощью специальных упражнений развивать графомоторные навыки, навыки тонкой моторики рук, это облегчает процесс овладения навыками не только рисования, но и письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии. В основе методики – «Гимнастика для мозга» - с упражнениями, в которых используются одновременные, но разнотипные движения рук, так как именно они формируют более высокий уровень саморегуляции ребенка и создают и развивают иные связи в коре головного мозга.
С 2018 года мною ведется работа по данной методике.
2 раза в неделю провожу занятия с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет, по 25 минут. В группе 10 человек. В начале года проводится диагностика готовности ребенка к обучению в школе, по результатам диагностики набираются дети в мою группу.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1. Приветствие (для поднятия настроения)
Дети, держась за руки, становятся в круг и в стихотворной форме передают друг другу хорошее настроение.
2. Разминка
Это дыхательные упражнения в сочетании с различными движениями тела на растяжку мышц: «Тянемся к солнышку», «Потягивания», «Дерево», «Звезда». Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные «растягивающие» движения снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.
3. Ритмирование.
Перекрестные и односторонние движения, сопровождающиеся звуками, хлопками. Такие упражнения как «Телеграфисты», «Повтори ритм», «Ушко-носик», «Шаги в море», движения под музыку. Они не только активизирует слуховой канал восприятия, но и помогает детям настроиться на общий ритм работы.
4. Массаж, самомассаж подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев.
Делая себе массаж пальчиков дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику. Чтоб детям было не скучно делать массаж пальчиков я добавила пальчиковые игры в стихах с массажными мячиками и колечками СУ-ДЖОК, т. к. они очень эффективны для детей имеющих нарушение речи.
Также проводятся упражнения растирания рук, пальцев, головы «Мытье головы», «Обезьяна расчесывается» и т. д.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Я использую упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, такие как: «Ладонь-кулак-ребро», «Лягушка», «Лезгинка», «Колечки», «Солнышко и тучка». Так как детям вначале было сложно воспроизводить на слух действия по моей команде, для облегчения я применила схемы: квадрат- обозначает ладонь, круг-кулак, листочек-ребро. Когда дети осваивают упражнение, то схема убирается.
Упражнения для развития графомоторных навыков - это сами обводилки, уникальная методика подготовки детской руки к письму. Ребенок берет в руки карандаш или фломастер, находит начальную стрелочку-указатель и аккуратно рисует линию поверх заданной.
На первом этапе ребенок обводит рисунки пальцем, кистью руки, незаточенным концом карандаша, а затем постепенно вводятся другие упражнения по обводке контуров.
Следующий этап- катание маленькой машинки, катание мячиком су-джок, фишками. После того, как ребенок научится обводить весь контур, не останавливаясь, можно переходить к копированию рисунка.
Очень интересно применять и нетрадиционные техники рисования. Например «рисование нитью» с последующим преображением, аппликация в технике «мозаика», пластилинография, рисование солью.
Освоив упражнения одной рукой, ребенок переходит к усложненному варианту, когда он обводит узоры синхронно пальчиками обеих рук.
5. Упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение (снятие мышечного и эмоционального напряжения).
Дети выполняют такие упражнения как «Поза покоя», «Потянулись-расслабились», «Кулачки» и т. д.
В пособии не предусмотрены дополнительные задания, но я включила в занятия вырезание ножницами по схеме (контуру) : по спирали, зигзаги, прямые, волнистые линии, вырезание змейки. Такие занятия усиливают вышеперечисленные упражнения и тоже способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев и подготавливает руку к письму.
6. Прощание.
Дети берутся за руки и мысленно передают друг другу радость.
Систематическое проведение занятий дает хорошие результаты
В начале и в конце года я провожу диагностику готовности ребенка к обучению в школе с помощью тестов «рисование фигуры человека», «срисовывание группы точек», «подражание письменным буквам», а также вырезание круга по контуру.