Овечкина Наталья
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения. Так как в этом возрасте для большинства детей письмо недоступно, оно не включено в программу обучения дошкольников. Вместе с тем подготовка к нему осуществляется косвенно, через другие занятия. В. М. Лыков выделяет рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.
Публикация «Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Однако процесс графического письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при овладении графическими навыками и умениями, при формировании которых необходимы мелкие движения кисти руки ребенка. Это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. Движения нечеткие, недостаточно координированы.
Затруднения ребенка, связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка. Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с тонкокоординированными движениями руки.
Компонентами графических навыков, по мнению М. М. Безруких, являются:
-тонкокоординированные движения руки – движения пальцев, кисти, руки, туловища, которыми ребенок может управлять и которые может контролировать;
-зрительно–пространственное восприятие;
-зрительно–моторная координация.
Для формирования любого навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
М. М. Безруких, Т. Г. Гризли говорят о трудностях формирования графических навыков у детей и выделяют следующие причины:
-функциональное несовершенство руки ребенка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость;
-несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредоточивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др., а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки;
-неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор;
-низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно–моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Работа по формированию графо – моторных навыков у старших дошкольников должна включать три этапа работы.
Первый–подготовительный этап, цель которого: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Здесь должны использоваться упражнения:
- упражнения без использования дидактического материала (пальчиковые игры и гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый алфавит; массаж и самомассаж; психоэтюды);
-упражнения с использованием дидактического материала (упражнения на развитие тактильного восприятия; игры и упражнения с природным материалом: игры с водой, рисование пальцами по песку, выкладывание узоров из крупы, семян, орехов, косточек; игры с конструктором и мозаикой по образцу и собственное воображение; работа с пуговицами (пришивание, выкладывание узоров, прищепками, крючками, липучками, застежками, шнурками; упражнения на нанизывание и выкладывание (из спичек, счетных палочек, бус, выкладывание букв);
- продуктивные виды деятельности (лепка -свободная лепка, лепка по теме; аппликация - симметричное силуэтное вырезание, обрывание по контуру, выкладывание узоров; конструирование из бумаги и природного материала; бумагокрутение - квиллинг; изобразительная деятельность - рисование красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами и мелками, выполнение рисунков по образцу, трафаретам, штриховка образца буквы.
Основной этап, цель которого: развитие оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, проводится по следующим направлениям:
1 направление - обучение детей правильной посадке за столом. В ходе этой работы детей знакомят с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме:
-сидеть прямо;
-опираться спиной на спинку стула;
-не опираться грудью на край стола;
-ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
-туловище, голову, плечи держать ровно;
-обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
Во время занятия используются следующие методы: беседа, объяснение, показ.
2направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.
3направление – рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов:
-рисование точек, коротких вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику, навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;
-рисование прямых и наклонных параллельных линий. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо, зрительно – двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки;
-рисование полуовалов, кругов, овалов и зигзагов, учитывая ограничительную линейку – строку. Цель этих упражнений – развивать зрительно – двигательную координацию, умение рисовать плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.
4направление – написание печатных букв и элементов письменных букв:
-написание печатных букв в крупной клетке. Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии;
-написание печатных букв в строке. Цель упражнений – закрепить навыки написания печатных букв, учитывая ограничительную линейку – строку;
-письмо элементов письменных букв в строке. Цель заданий – познакомить со сходством и различием в начертании печатных и письменных букв, развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
На заключительном, третьем этапе работы, цель которого: закрепление полученных навыков по развитию оптико–пространственного восприятия, зрительно – моторной координации, детей обучают написанию графических диктантов :
-копирование графического рисунка без речевого сопровождения педагога. Цель упражнения – развивать зрительно–двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание;
-копирование графического рисунка по памяти. Цель задания - развивать зрительно – двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание и память;
-графический диктант с речевым сопровождением педагога. Цель упражнения–развитие мелкой моторики, оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, образного мышления.
Таким образом, поэтапная работа будет способствовать формированию у старших дошкольников графо-моторных навыков и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.
Библиография
1. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М. : Просвещение, 2003
2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М. : ВЛАДОС, 2003
3. Иванникова О. О формировании графических навыков. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12
4. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Гном и Д, 2005
5. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками : формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009