ольга кузнецова
Формирование функциональной математической грамотности у дошкольников с задержкой психического развития посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование функциональной математической грамотности у дошкольников с задержкой психического развития посредством игры.
Учитель-дефектолог: Кузнецова О. А.
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.
Одной из задач современного образования является - формирование функционально- грамотных людей.
Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Сегодня число детей, которые имеют статус ребенка ОВЗ достаточно высоко. В нашем ДОУ — это дети с ТНР и ЗПР, которые как следствие имеют мало развитую познавательную сферу, у таких детей слабо развиты психические процессы: память, внимание, мышление и воображение, а также мелкая моторика.
На наш взгляд, развитие познавательной сферы и личностных качеств у детей является одним из первостепенных направлений в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Работая с детьми, обратили внимание, на то, что они часто могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал.
Учитывая то, что ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого, выполненного им задания, видеть оценку своего труда. Для этого лучше всего подходит работа с ребенком в игровой, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме.
Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Играя, ребенок реализует свои стремления получить результат (собрать, соединить, измерить). Оперировать предметами, знаками, символами, образами. Умение «конструировать», видоизменять, трансформировать; проявлять инициативу и творчество.
Наша задача- способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико – математические игры.
В нашей педагогической работе мы используем разнообразные методы и приёмы:
Игровые проблемно - практические ситуации
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Мы направляем ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок сам ставит проблему, педагог помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.
Игры с геометрическими фигурами
Также используем дидактический материал: блоки Дьенеша и кубики Никитина
Основная цель использования и дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить решать логические задачи: умение классифицировать их по определенному признаку (цвет, форма, размер)
Играя с кубиками Никитина, дети учатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках. Так же с помощью кубиков можно изучать, цифры, буквы и даже придумать свою собственную картинку.
Играем в игры с цифрами и числами
«Выложи и посчитай» Ребенок выкладывает камешки соотнося их с нужной цифрой, посчитать камешки используя количественный и порядковый счет; назвать предыдущее и последующее число.
«Реши пример и сравни» 1. Ребенку предлагается карточка, разделенная на три квадрата. В первом и третьем квадрате в левом верхнем углу написана цифра, указывающая на количество камешек, посчитав камешки в среднем квадрате ребенок ставит нужный знак равенства или неравенства. 2. Карточка- шаблон для решения математических примеров заполняется нужным количеством камешек.
«Паук»
Нужно сплести паутину для паука в соответствии с карточкой (номер и цвет)
«Графический диктант» 1. Педагог дает инструкцию: положите красный камешек - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, и так далее. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. 2. От начальной точки выкладываем рисунок в соответствии с нужным направлением (1 клетка вправо, 2 клетки вниз и т. д., диктуемый педагогом.
Игры на ориентировку в пространстве
«Лабиринт»
Задачи:
*Закреплять знания о геометрических фигурах.
*Определять их цвет.
*Анализировать положение предметов (геометрических фигур)в пространстве и в соответствии с схемой прохождения лабиринта.
*Развивать внимание и мыслительные операции.
Материалы:
-игровое поле (лабиринт) с 4 выходами, с кармашками в которых располагаются геометрические фигуры в соответствии с карточкой (схемой);
-карточки (схемы, на которых расположены геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) в разной последовательности в соответствии с цветом; - колокольчики разных цветов.
Ребенок выбирает карточку (схему) с помощью, которой он должен пройти лабиринт (прорисовав путь фломастером). Во время прохождения собирает нужные геометрические фигуры, проговаривая и называя их цвет. Пройдя весь путь, собрав нужное количество геометрических фигур звенит в колокольчик.
«Парашют»
Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом.
Играя с парашютом, мы развиваем творческие способности и познавательную активность, сотрудничество, взаимодействия друг с другом Игры с парашютом учат находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не мешая другим, по сигналу выполнять различные задания педагога, ориентироваться в пространстве.
Игра «Посчитай и разложи»
Имеется игровое поле, разделенное по полам с окошечками.
Использовать его можно в разных игровых упражнениях.
С детьми младшего возраста мы используем эти дорожки для классификации предметов по цвету. Все это проходит в игровой форме, иногда в соревновательной, что более привлекает детей.
Игры с движением — это здорово.
Игра «Будь внимателен»
В одном ряду расположены карточки с цифрами, а напротив карточки с геометрическими фигурами. Играющих двое-один ведущий, второй игрок.
Цель- игры развивать логическое мышление, внимание, сообразительность и конечно закрепить определенные метаматематические знания (геометрические фигуры, счет, цифры).
Ведущий встает рядом с любой цифрой, а игрок должен найти нужное количество фигур и встать рядом с ними.
Второй вариант с усложнением: У ведущего карточка в руках (+1,-1)
Где игроку нужно уже в устной форме выполнить арифметическое действие и встать на нужное место.
«Веселый шаг»
Игра на развитие внимания, мышления. Ребенок по словесной инструкции проходит маршрут.
«Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка, находит на столе нужный предмет данного цвета проговаривая: зелёный камешек - зелёный огурец
Развивающие дидактические игры
«Пин-код».В игре участвует два ребенка у каждого игровое поле, по очереди бросают два кубика (с точками,с обозначением цвета) одновременно, затем выкладывают камешек в соответствии с координатами. Выигрывает тот- кто быстрее закроет клетки игрового поля.
«Четвертый лишний» Педагог предлагает среди картинок найти лишнюю и положить на нее столько камешек сколько указывает цифра на карточке.
«Шахматы»
Задача каждого игрока запомнить положение фигур (какого цвета стержень находится в каждом отверстии подставки) Каждый игрок по очереди бросает кубик. Цвет точки на верхней грани кубика соответствует цвету стержня фигуры, которую должен вытащить игрок. Если цвет на кубике совпадает с цветом на фигуре, игрок забирает ее себе, если не совпадает, то возвращает фигуру обратно. Выигрывает тот у кого больше фигур.
«Мемо с геометрическими фигурами»
Фишки раскладываются в два, три ряда фигурой вниз. За один ход игрок должен “открыть” любые 2 фишки, если образовалась пара “одинаковые фигуры по форме и цвету”, то он забирает фишки себе и продолжает ход. Если пара не образовалась, то ход переходит второму игроку.
Побеждает тот, у кого в итоге окажется больше пар фишек.
Регулярное использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.