Юлия Грабельникова
Формирование фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия - умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения) :
1. развитие слухового восприятия
а) слухового внимания;
б)слуховой памяти;
в) речевого слуха;
2. становление фонематического слуха :
а) в рядах изолированных гласных;
б) в рядах слогов;
Публикация «Формирование фонематического восприятия» размещена в разделах
в) в словах;
3. дифференциацию парных звуков.
У некоторых плохоговорящих детей, особенно с общим недоразвитием речи (произношения, лексики, грамматики, способность к правильному повторению за обучающим ограничена; речевое исправление у них следует начинать не с постановки звуков, а с развития слухового восприятия путём пассивного накопления звуковых представлений, без самостоятельного проговаривания слогов и слов. Работа проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках - неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.
Игры на развитие слухового внимания
"Где раздаётся звук?" (закрепление слуховой ориентации). один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;
б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.
"Жмурки" (цель та же)
а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями.
"Угадай по звуку" - определение предмета по характеру звука.
На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).
"Короб - коробок, подай голосок" различение близких звучаний, шумов.
На столе 5-6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи затем переставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).
"Что ты слышишь?"
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
"Кто как кричит?" - узнавание голосов животных.
Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.
"Будь внимателен"
Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: "Петя, что у меня в руке?" Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.
Игры на развитие слуховой памяти
"Запоминай и выполняй"
Выполнение ребёнком инструкций ( 4-6 простых действий - словесных инструкций: "Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате". Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии 4-5 метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: "Возьми три картинки, "лук" отдай Оле, "жука" - Коле, "сук" - Ане, "сок" - Ване.
"Угадай, что на картинке"
Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.
"Продавец"
Дети запоминают последовательность, в которой разложены 6 рисунков, затем рисунки переворачивают; "продавец" предлагает купить, например, "утку", "покупатель" определяет картинку и показывает детям.
"Кидай и слушай"
Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова "раз, два, три", то кидает мяч другому; если же слышит только "раз, два", то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.
"Наведи порядок"
Называют 5 картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.
"Наседка и цыплята"
После того как "наседка" постучит по столу, ребёнок "пищит" столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.
Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.