МААМ-картинки

Формирование фонематического восприятия

Юлия Грабельникова
Формирование фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия - умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения) :

1. развитие слухового восприятия

а) слухового внимания;

б)слуховой памяти;

в) речевого слуха;

2. становление фонематического слуха :

а) в рядах изолированных гласных;

б) в рядах слогов;

Публикация «Формирование фонематического восприятия» размещена в разделах

в) в словах;

3. дифференциацию парных звуков.

У некоторых плохоговорящих детей, особенно с общим недоразвитием речи (произношения, лексики, грамматики, способность к правильному повторению за обучающим ограничена; речевое исправление у них следует начинать не с постановки звуков, а с развития слухового восприятия путём пассивного накопления звуковых представлений, без самостоятельного проговаривания слогов и слов. Работа проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках - неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.

Игры на развитие слухового внимания

"Где раздаётся звук?" (закрепление слуховой ориентации). один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

"Жмурки" (цель та же)

а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями.

"Угадай по звуку" - определение предмета по характеру звука.

На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

"Короб - коробок, подай голосок" различение близких звучаний, шумов.

На столе 5-6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи затем переставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).

"Что ты слышишь?"

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

"Кто как кричит?" - узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

"Будь внимателен"

Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: "Петя, что у меня в руке?" Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.

Игры на развитие слуховой памяти

"Запоминай и выполняй"

Выполнение ребёнком инструкций ( 4-6 простых действий - словесных инструкций: "Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате". Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии 4-5 метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: "Возьми три картинки, "лук" отдай Оле, "жука" - Коле, "сук" - Ане, "сок" - Ване.

"Угадай, что на картинке"

Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.

"Продавец"

Дети запоминают последовательность, в которой разложены 6 рисунков, затем рисунки переворачивают; "продавец" предлагает купить, например, "утку", "покупатель" определяет картинку и показывает детям.

"Кидай и слушай"

Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова "раз, два, три", то кидает мяч другому; если же слышит только "раз, два", то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.

"Наведи порядок"

Называют 5 картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

"Наседка и цыплята"

После того как "наседка" постучит по столу, ребёнок "пищит" столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Конспект итогового занятия «Формирование фонематического восприятия» в старшей группе Цель: 1. Закреплять умение детей делить слова на слоги, ставить ударение. 2. Развивать умение составлять рассказ по серии картинок и вопросам.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия 1. Игры на развитие слухового внимания «Узнай по звуку» Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи. Оборудование: ширма, различные.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Стадии развития фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия проводят в соответствии с онтогинезом. Следует заново перезапустить программу развития фонематического.

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него.

Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2» Семинар-практикум для.

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия
Опубликовано: 22 января 2019 в 20:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Грабельникова (УИ 106624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД