Ганина Татьяна Александровна
Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР посредством дидактических игр
▼ Скачать
1 слайд
Актуальность
Анализ ситуации, которая сложилась в данный момент в системе дошкольного воспитания и обучения, показала, что число детей с отклонениями в речевом развитии, быстро растет. Большую часть из них составляют дети 5 – 6 лет, которые не могут овладеть в нормативные сроки звуковой стороной языка. Такие дети не могут усвоить школьную программу из - за недостаточного развития фонематического восприятия, они не готовы к полноценному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Эффективным коррекционным средством являются игры на развитие фонематического восприятия.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
2 слайд
Условия формирования личного вклада в развитие образования
К условиям формирования личного вклада в развитие образования можно отнести научно-исследовательские условия, которые заключаются в изучении, анализе имеющегося педагогического опыта.
К методическим условиям относятся разработка плана работы, подбор и систематизация игр на развитие фонематического восприятия, организация работы с родителями, анализ и выбор оптимальных форм, методов и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса
Организационно-педагогические условия представлены обобщением опыта работы в ДОУ, на районных методических объединениях, также распространением методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
3 слайд
Теоретические основы
Фонематическое восприятие – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е фонематический слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Л. С. Выготский доказал, что единицей развития детской речи является фонема. Им был введён термин «фонематический слух». Д. Б. Эльконин занимался поиском более эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо обучать фонематическому восприятию. Позже Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ.
6 слайд
Цель: совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей со сложным дефектом.
Задачи представлены на слайде
7 слайд
1ая задача развивать способность узнавать неречевые звуки. Развивать слуховое внимание и слуховую память. На этом этапе я использую следующие игры и упражнения:
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами
8 слайд
2 задача различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай, где котёнок»
Чередование силы голоса: дети должны угадать близко или далеко мяукает котенок
Игра «Угадай, кто кричит»
Дети различают низкий и высокий звук «а-а-а», плачет мальчик или девочка. Играет большая и маленькая дудочка.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, я произношу следующие фразы «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал в моей кровати?», «Кто же был в нашем доме?». Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Игра «Вьюга»
Вьюга начинается - тихо «у».
Сильная вьюга - громкое «у»
Вьюга заканчивается -тихое «у»
Вьюга закончилась – замолчали
Игра «Узнай по голосу»
Запишите на диктофон голоса нескольких детей, потом попросите ребёнка узнать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
9 слайд
3 задача различение слов, близких, по звуковому составу.
Игра «Покажи картинку»
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами. Взрослый называет предмет, а ребенок должен показать соответствующую картинку.
Игра «Слушай и выбирай»
Логопед размещает на наборном полотне в одну линию картинки которые представлены на слайде. Ребё нок выбирает картинки близкие по звучанию: сом-дом-ком; рак-мак-лак.
10 слайд
Игра «Похожие слова»
Найти похожие картинки : корова-корона, врач-грач, дрова-трава, картина-корзина и соедини их линиями….
11 слайд
Игры «Четвёртый лишний», «Какое слово не подходит», «Подбери рифму», «Какое слово не подходит»
12 слайд
4 задача дифференциация слогов
Игра «Телефон»
Логопед произносит и просит повторить слоги с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, твердости – мягкости.
Воспроизведение слогов со стечением согласных звук.
Воспроизведение слогов с наращиванием одного согласного звука.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Игра «Назови слоги по символу»
Логопед показывает символ, а дети придумывают слоги с этим символом.
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед произносит слоговой ряд, ребёнок называет лишний слог.
13 слайд
5 задача дифференциация фонем.
«Поймай звук»
Дети хлопают или поднимают карточку-символ когда услышат заданный звук. Придумывают слова с этим звуком.
«Шипит-свистит», «Звенит-жужжит»
Сравниваем звук Ж с жужжанием жука, З со звоном комара. Логопед произносит звуки, ребёнок поднимает карточку-символ или наоборот логопед показывает символ, а ребёнок произносит звук который соответствует этому символу.
«Какой звук в слове?» -это игра на дифференциацию оппозиционных звуков, например (С-Ш)
Логопед говорит: «Пушка», ребёнок поднимает символ или говорит какой звук слышит в этом слове Ш. «Маска» -звук С.
«Правильно-неправильно»
Логопед говорит: «Забор-жабор» ребёнок выбирает правильный вариант.
«Выбрать картинки с заданным звуком»
«Подари картинки Роме и Ладе»
Для Ромы выбираем картинки со звуком Р. Для Лады с Л
«Футбольный мяч»
Перед ребёнком лежит картинка «футбольный мяч». Ребёнок закрывает фишками картинки со звуком З, со Звуком Л.
14 слайд
6 задача развитие навыков элементарного звукового анализа состоит из 4х этапов.
1 Определение первого гласного звука в cлове
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков и знакомства с их символами. Дети рассматривают картинки и определяют, с какого звука начинается их название или отбирают картинки с заданным ударным гласным. Иногда дети путают понятия первый последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков. С помощью зеркала ребенок определяет, что например, в сочетании «иу» первый звук [и] (губы сначала улыбаются, а последний звук [у] (губы вытягиваются в трубочку).
15 слайд
2 Определение последнего согласного в слове.
Определение конечного согласного в слове начинается с анализа обратных слогов (ак,ам). После этого дети вычленяют последний согласный из слова. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, определят конечную согласную. Например, я предлагаю ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является заданный звук.
3 Определение первого согласного в слове.
Работа начинается с анализа прямых слогов (па,ло). После этого дети вычленяют первый звук в слове.
4 После того, как дети научились вычленять первый и последний звук в слове, мы определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Я уточняю, что если звук не первый и не последний, но есть в слове, то он находится в середине. Вначале предлагается определить место ударной гласной.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
Играем в игры «Домик», «Звук путешественник». «Подумай и разложи».
Логопед предлагает детям разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце.
«Придумай слово» в которых заданный звук находится в начале слова (в середине, в конце)
16 слайд
«Весёлая гусеница» составить цепочку из картинок так, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который заканчивается предыдущее слово. Первая картинка «карандаш» заканчивается на звук Ш. Выбираем картинку, которая начинается на Ш звук «шкаф».
17 слайд
Развитие последовательного, количественного анализа проходит в 3 этапа.
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на наглядность. Работа проводится следующим образом. Ребёнку предъявляется картинка, слово- название которой необходимо проанализировать, количество клеточек которое соответствует числу звуков в слове, дети определяют первый, второй, третий звук, дают им характеристику, закрывают клеточки символами звуков.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков, дают им характеристику, без опоры на клеточки.
Третий этап – формирование фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых четыре звука, подбирают слово к схеме
18 слайд
Работа с карточками
На занятиях я использую карточки-рисунки. Каждая карточка - это своеобразная модель слова состоящая из определё нных структурных элементов:
1. Информация о звуке (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой).
2. Место звука в слове.
3. Количество слогов.
4. Звуко-слоговая схема.
Например, на занятии проходим звуки [Н, НЬ].
Я предлагаю детям обведите большой рисунок по пунктирным линиям. Что у вас получилось? (Домик).
Показываю картинку «кони» и прошу назвать 3 звук в слове. [нь].
Определяем, что звук НЬ мягкий согласный, раскрашиваем домик зелёным цветом.
Звонкий звук или глухой? Звонкий (Дети рисуют колокольчик на крыше).
Определение места звука в слове. Звук НЬ в середине слова, закрашиваем второе окно.
Определяем количества слогов. Обвести столько досок заборчика сколько слогов в слове. Нарисуй схему слова. Раскрась дорожку возле заборчика.
19 слайд
В логопедической работе с детьми большую роль играет взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей коррекционной группы: веду тетради взаимодействия, в которой пишу, над автоматизацией и дифференциацией каких звуков надо поработать, упражнения на развития фонематического восприятия. Участвую в работе педсоветов ДОУ, провожу круглые столы, мастер-классы для воспитателей общеразвивающих групп, так как в этих группах тоже есть дети с речевыми нарушениями.
На музыкальных занятиях логоритмические упражнения и речевые игры, для развития речи и автоматизации правильного произношения звуков.
С педагогом – психологом беседуем об особенностях развития психических процессов детей группы. Педагог психолог работает над эмоциональной сферой детей : раскрепощает застенчивых, успокаивает гиперактивных, это помогает детям лучше усваивать учебный материал.
20 слайд
Организация коррекционной работы предполагает активное включение родителей в совместную практическую деятельность. На каждого ребёнка я веду индивидуальные тетради, в которых пишу, что повторить из пройденного материала в выходные. Провожу индивидуальные консультации, выступаю на родительских собраниях.