Виктория Николаевна Остапенко
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Фонематический слух – способность слышать есть данный звук в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие - умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Звуковой анализ - определение порядка слов и звуков в слове;
установление различительной роли звука;
выделение основных качественных характеристик звука.
Этапы формирования фонематического восприятия :
1 этап- узнавание неречевых звуков;
2 этап-различение по высоте, силе, тембру голоса на материале одинаковых звуков;
3 этап-различение слов, близких по своему звуковому составу;
4 этап-дифференциация слогов;
5 этап-дифференциация фонем;
6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие сложных форм фонематического анализа :
Развитие навыка определять количество звуков в слове;
Развитие навыка определять последовательность звуков в слоге;
Развитие навыка определять место звука в слове.
Таким образом, несмотря на важность работы по формированию фонематического восприятия в общей системе коррекционного воздействия, в любом индивидуальном логопедическом занятии это лишь часть работы. На логопедическом занятии с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка присутствует также: коррекция произношения (вызывания, автоматизация или дифференциация звуков речи, работа над лексико-грамматическими представлениями и развитием связной речи.