Ирина Шабалина
Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время неуклонно увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Среди них большую часть детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР); это сложная разнородная группа по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Одним из узловых образований в системе коррекции ОНР является фонематический слух. В отечественной логопедической практике широко представлены методы диагностики и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (Р. Е. Левина, Г. А. Туманова, Е. В. Колесникова, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина и другие).
Публикация «Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Остановимся более подробно на методиках развития фонематического слуха для детей среднего дошкольного возраста.
Учебно-методическое пособие Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» [2] содержит 32 занятия, которые включают элементы по развитию речи, что позволяет лучше усвоить программу. Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки, чуть позже - взрывные, губные звуки; различать короткие и длинные слова; делить слова на слоги; определять и называть первый звук в слове; дифференцировать твердые и мягкие согласные. В методическое пособие включены задания по развитию графических навыков и развитию мелкой моторики. Программа реализуется в речевых играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Т. А. Ткаченко принадлежит авторская система развития фонематического слуха у детей у детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи [5]. Данное пособие предназначено для коррекционных занятий с детьми, имеющими различный уровень речевого развития: от лепетной речи с практически несформированным фонематическим восприятием до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития. Альбом содержит коррекционные упражнения и рисунки с целью опоры на зрительное восприятие ребенка для более успешного проведения коррекционной работы. В пособии несколько разделов, а именно: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем. С целью учета индивидуальных возможностей ребенка в конце альбома предусмотрена «Записная книжка», в которой логопеду следует фиксировать степень усвоения материала знаком «+» или «-», вносить свои замечания и дополнительные задания.
Можно утверждать, что методики Е. В. Колесниковой и Т. А. Ткаченко, направленные на формирование фонематических процессов во время логопедической коррекции, – схожи. Их различие – в использовании авторского речевого материала (слова, стихотворения, поговорки и т. д., количестве частей в пособиях и наличии дополнительных рабочих тетрадей у Е. В. Колесниковой.
Система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [6] включает комплексное и поэтапное формирование фонематического слуха у детей c общим недоразвитием речи. В первый год обучения дети среднего дошкольного возраста (II уровень речевого развития) учатся узнавать неречевые звуки; на слух дифференцировать длинные и короткие слова; отхлопывать предложенный рисунок слова; запоминать и проговаривать слоговые сочетания. На втором году обучения преодолеваются затруднения в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Проводятся упражнения по различению звуков по признаку глухости - звонкости, мягкости – твердости. Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит при обучении детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. На третьем году обучения проводятся упражнения на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, которые помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
В коррекционной программе Н. В. Нищевой [4] работа по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза осуществляется параллельно с развитием произносительной, просодической стороны речи, слоговой структуры слова, связной речи. Планируемые результаты для детей 4-5 лет : уметь различать гласные и согласные звуки, выделять их из ряда звуков, слогов, слов; различать слова с начальными ударными гласными; дифференцировать звуки, отличающиеся акустически и артикуляционно; производить анализ и синтез обратных и прямых слогов, слов из трех звуков; подбирать слова с заданным звуком.
Важно отметить, что большинство авторов предлагает работу над формированием фонематического слуха осуществлять поэтапно, учитывая последовательность развития и становления фонематической стороны речи в онтогенезе и механизмы нарушений.
Существующие на данный момент системы работы по коррекции фонематического слуха дошкольников затрагивают все фонематические процессы в целом, и не являются строго дифференцированными. Кроме того, несмотря на значимость проблемы, комплекс коррекционно-развивающих упражнений, используемый в рамках этих систем, нельзя назвать полным.
Некоторые компоненты фонематического слуха, выделенные Е. Н. Белоус [1], несмотря на свою теоретическую разработанность, представленную в различных программах, все же не имеют прикладного практического подкрепления в форме специализированных развивающих заданий. Это следует учитывать при разработке рабочей программы коррекционного курса «Произношение» у детей среднего дошкольного возраста [3].
Список использованных источников
1. Белоус Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха/ Е. Н. Белоус// Образование и наука. 2009. № 10. С. 122–127.
2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». М. : Издательство «Ювента», 2007. 96 с.
3. Мамаева А. В. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. Красноярск, 2019. 300 с.
4. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.200 с.
5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 32 с.
6. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М. : Айрис-пресс, 2008. 224 с.