Хорунжий Елена
Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у детей разновозрастной группы (2–8 лет)
Подготовила:
Хорунжий Елена Вячеславовна,
воспитатель МДОУ
«Детский сад № 30 с. Петропавловка»
В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи, среди которых можно выделить:
- стимулирование интереса к изучению мира финансов;
- активизация коммуникативной деятельности детей;
- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
В нашем саду функционирует одна разновозрастная группа. Возраст воспитанников от 2 до 8 лет.
В возрастной категории от 5 до 8 лет-8 детей
от 3 до 5 лет-9 детей
от 2 до 3 лет -7 детей
Поэтому для лучшего усвоения знаний большим количеством детей мы выбрали основными методами подачи материала театрализованную деятельность и игры.
Первый блок «Что такое-деньги?» знакомит детей с историей возникновения денег, с современными деньгами разных стран, с российскими деньгами. Знакомимся с терминами «купюра» и «монета».
Для знакомства с историей денег воспитатели изготовили кукольный настольный театр. За основу текста был использован текст «Рассказы для детей. История денег» Петра Кошеля.
Для знакомства с валютой разных стран и российскими деньгами был разработан наглядный материал-папка с изображением купюр и монет. Итоговое задание (Для старшей подгруппы) Придумать страну и назвать ее. Придумать деньги этой страны (Рассматриваем все варианты и утверждаем самый понравившийся)
Завершающим этапом этого цикла была игра в завод «Монетный двор» страны «Веселяндии». Название страны дети придумали сами.
Во время игры Директор завода «Монетный двор» (старший ребенок) знакомит своих сотрудников с задачей Президента страны Веселяндии напечатать деньги в количестве по пять купюр на жителя страны (Считаем с Главным счетоводом- эту роль берет на себя воспитатель). В нашем заводе три цеха. Первый цех изготавливает бумагу для денег. Второй цех наносит картинку с помощью трафарета. Третий цех разрезает купюры. Еще есть водитель инкассаторской машины и инкассаторы, которые пересчитывают деньги и охраняют машину, которая увозит деньги в Банк. В Банке инкассаторов встречает работник Банка и помещает деньги в сейф.
Все участники игры за отличную работу получили по звездочке, которые потом они смогут обменять на деньги.
Во втором блоке мы знакомимся с разными способами зарабатывания денег. Сюжетно-ролевые игры в разные профессии с точки зрения изучения финансовой грамотности строятся немного по-другому. Здесь важно объяснить ребенку, что важен результат его труда. Оплачивается только качественный продукт. Хорошо в этом помогают игры в «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию». Но и в любимых играх в «Поликлинику», «Школу», «Полицию», так же дети должны увидеть результат – дочка Машенька выздоровела; дети в школе выучили новую букву и т. д. За каждую качественно выполненную работе дети получают звездочку.
В третьем блоке мы учимся деньги тратить. Те звездочки, которые дети заработали можно обменять на наши денежки, которые до сих пор лежали в Банке. Три звездочки-одна Веселинка (название денег). Кассир выдает деньги. Можно играть в «Супермаркет». К открытию магазина мы готовились заранее. Дети делятся на «семьи» и идут за покупками.
Предварительно мы обсуждали, что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; как планировать свои расходы.
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности (вспоминаем наши игры в профессии).
Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», — соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
Для этого мы играли в игры:
Игра «Желаемое-необходимое»
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
• мыло – дети должны поднять красную карточку,
• хлеб – красная карточка,
• обувь – красная карточка,
• игрушечная машинка – синяя карточка,
• воздушный шарик – синяя карточка и так далее.
Игра «Платное-бесплатное»
Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в «Съедобное – несъедобное».
• Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например: гулять в парке, устроить бой снежкам, слепить снеговика, поплавать в речке летом и так далее.
• Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например: пойти в кино, пойти в кафе и так далее.
Игра «Груша-яблоко»
Формировать умение распределять ресурсы.
Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее.
Игра «Доход-расход»
Развивать логическое мышление.
Работа с сигнальными карточками «+» и «-».
Папа получил зарплату (доход) «+»;
Бабушка заболела (расход) «-»;
Выиграли в лотерею (доход) «+»;
Потеряли кошелек (расход) «-»;
Игра в технике «Фроттаж»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.
Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.
После похода в Супермаркет, мы обсуждаем покупки и делаем выводы. А Веселинки из магазина увозятся инкассаторами в Банк. И дети понимают, чтобы снова поиграть в магазин «по-настоящему» нужно заработать денежки Веселинки.
Четвертый блок. Знакомство с Банкоматом, пластиковой картой и переводами. Финансовая безопастность.
Важно донести до детей, что в Банкомате выдаются те деньги, которые ты заработал.
Играем в Банкомат. Учимся заводить карту в банкомат. Набираем пин-код, оплачиваем ком. услуги или садика.
Учимся не говорить никому код своей карточки.
Пятый блок. Все ли можно купить?
Благотворительность-что это?
Начинаем этот блок с мини –спектакля «Заюшкино горе». У Зайки случилась беда, домик сгорел. Просил Зайка Мишку домик построить, а у Мишки кирпичей нет, просил Зайка кирпичи у Волка, а у него глины нет. Просил Зайка глины у Бегемота, а у него бензин закончился, не может эксковатор завести. А денег у Зайки нет. Сгорели.
-Чем мы, ребята, можем Зайке помочь?
Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, здоровье, дружбу, радость близких людей – за деньги не купишь.
Итогом всего цикла занятий по финансовой грамотности- детско-родительская викторина «Как потратить деньги с пользой».
Литература
1) Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
4) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
5) Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019
Интернет ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
dob.1sept.ru/article.php?ID=200301914-Кошель Петр «История денег. Рассказы для детей.»