Светлана Александровна Стручкова
Формирование финансовой грамотности дошкольника в контексте педагогической технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности дошкольника в контексте педагогической технологии
Стручкова Светлана Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ Центр развития ребенка –
детский сад №89 «Парус» ГО «город Якутск»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольника в контексте педагогической технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Ребенок - дошкольник поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети, так или иначе, уже в дошкольном возрасте начинают включаться в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Они быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными;
«бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» с другой;
научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней.
В этом мы видим актуальность введения в содержание образования данного направления в работу детского сада.
Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах : понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.
Изучив психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме, мы сделали вывод о разнообразии форм и методов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста : деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, экскурсии в банк, использование электронных образовательны х ресурсов и информационно – коммуникационных технологий.
Вместе с тем, в нашей работе мы используем педагогическую технологию «Образовательная ситуация» Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация составлена на основе курса «Игралочка», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон для дошкольного уровня. Дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода, осваивают способ преодоления затруднения «придумаю сам»; «спрошу у того, кто знает»; «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу» и др. Приведем пример занятия с детьми, причем в данной случае понятие «занятие» нами используется как условное обозначение заинтересованной и увлекательной деятельности детей и взрослых по исследованию значимой для них образовательной ситуации.
Образовательная ситуация «Как правильно совершать покупки»
Тип ситуации : «открытие» нового знания.
Структура образовательной ситуации «открытия» нового знания имеет следующий вид:
1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у каждого ребенка внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую свою «детскую цель»).
2. Актуализация знаний. Взрослый организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт, а также мыслительные операции, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия.
3. Затруднение в игровой ситуации. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением.
4. Открытие нового знания (способа действия). Взрослый вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действия).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. Моделируется ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами.
6. Осмысление. Дети приобретают опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели определение условиями, которые позволили добиться этой цели.
Виды детской деятельности: игровая – игры «Для чего нам нужны деньги?», «Хочу и надо», «Магазин»; коммуникативная – общение с педагогом, взаимодействие с друг другом, беседа, уточняющие вопросы, обсуждение, отгадывание загадок познавательно-исследовательская – решение проблемных ситуаций, продуктивная - изготовление денежных купюр, двигательная – физкультминутка «Будем денежки считать»
.
Дидактическая цель:
1) Владеть представлениями о цене, ценнике, стоимости.
2) Развивать умение пользоваться новыми словами в определенных ситуациях.
3) Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», учить осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Копилка, игровой центр «Магазин», набор продуктов в корзинах, форма для продавца магазина, чемодан, проектор, переносной экран, презентация магазинов, презентация с картинками поведения в магазинах.
Раздаточный материал: пакеты с ручками - по количеству детей, картинки с обозначением отделов, ценники, нарисованные деньги и карандаши - по количеству детей.
Этап 1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире
Деятельность педагога (дидактические приемы) (далее ДП) :
Воспитатель демонстрирует копилку и задает вопросы: Что это за предмет? Для чего же нужна эта копилка? Почему она так называется? Зачем людям нужны деньги.
Деятельность детей (далее ДД) : Дети вступают в беседу. Отвечают на вопросы.
Этап 2. Актуализация знаний
Дидактическая задача: Актуализировать представления детей о деньгах, для чего нужны деньги. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах: в магазине.
ДП. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос, ребенок продолжает. Уточняющие вопросы: для каких развлечений нам нужны деньги; для каких услуг именно; что такое благотворительность.
ДД. Ответы детей: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений, для оплаты услуг, для оплаты проезда на транспорте, для покупки подарков, для путешествий, для оказания помощи бедным.
ДП. Вопросы: Вам приходилось ходить в магазин с родителями? Зачем люди вообще ходят в магазин? Если я хочу купить молоко, я должна идти в хозяйственный магазин? Я пойду покупать в обувной магазин себе юбку? А что нужно, чтобы совершать покупки?
Ситуация 1. «Правила поведения в магазине». В магазине есть определенные правила поведения или в нем можно вести себя как на детской площадке: бегать, лазить, кричать? Чтение стихотворения:
«В магазине детишки шалили.
Их родители заняты были.
Вот девчонка конфеты взяла,
Их открыла и есть начала.
Вот мальчишка полез с нетерпеньем
На витрину за банкой варенья.
Банку он рукавом зацепил
И с витрины её уронил».
Вопрос: Как вы считаете, стоит ли так себя вести и почему? Демонстрация слайдов.
Этап 3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: В рамках сюжета создать ситуацию, в которой дети стокнуться с затруднением и пробуют найти выход.
ДП. Ситуация. «Так ли уж срочно нужна эта игрушка». Чтение стихотворения:
«В одном магазине
Стоит на витрине,
Совсем как живой,
Котёнок из плюша –
Пушистые уши
И хвостик трубой.
Раз мимо шла мама
С дочуркой упрямой;
Увидев его,
Заныла девчонка:
«Сейчас же котёнка
Купи мне того!»
Вопрос: Обязательно нужно маме делать эту покупку? Демонстрация слайдов.
ДД. Дети слушают стихотворение, фиксируют затруднение, рассуждают о необходимости или о том, так ли уж срочно нужна покупка этой вещи. Приходят к выводу: мама знает, на что у неё сегодня есть деньги и если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Соответственно, покупку данной вещи можно отложить.
Этап 4. Открытие нового знания
Дидактическая задача: Познакомить детей с словами «цена», «ценник», формировать у них умение соотносить цену товара на ценнике и возможность «покупки» данного товара с имеющимися денежными средствами. Закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
ДП. Игра «Хочу и надо». Предлагается схема потребностей и всего пять монет. Задача - распределить деньги, не забывая выделять важное. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность: продукты: 1 монета, оплатить квартплату: 2 монеты, игрушки: 1 монета, одежда: 1 монета, сладости: 1 монета.
ДД. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
ДП. Знакомство с новым словом «Ценник».
- Дети, мы с вами очень красиво и аккуратно разложили наши товары, но чтобы покупатели смогли что-то купить, они должны знать, сколько стоит тот или иной товар. Поэтому я сейчас разложу ценники. Ценники - это обозначение стоимости товара. В овощном отделе все товары будут стоить 1 рубль (воспитатель кладет ценник перед корзинкой и проговаривает с детьми цифру1). В следующем отделе, товары будут стоить 2 рубля (воспитатель кладет ценник перед корзинкой и проговаривает цифру 2).
Далее воспитатель раскладывает оставшиеся ценники с 3 до 5 в оставшиеся отделы проговаривая с детьми цифры. Ценники разложили, теперь мы с вами можем совершать покупки. Но для того чтобы совершать покупки, что нам понадобится? На что мы будем покупать товары? Где же нам взять деньги? Откуда у ваших родителей появляются деньги? Вывод: для того чтобы появились деньги надо работать. Поэтому я предлагаю вам сейчас потрудиться.
ДД. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Двигательная пауза «Будем денежки считать».
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Этап 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Дидактическая задача: Тренировать умение различать стоимость товара на ценнике, соотносить с имеющимися денежными купюрами, упражняться в покупке нужных и необходимых товаров в соответствии с потребностями и возможностями.
Продуктивная деятельность: задание на индивидуальных карточках «купюрах» : соединение точек в цифры на денежных купюрах
Игра: «Поход в магазин». Распределение на роли продавца – консультанта, продавца- кассира, покупателей. Уточнение: корзины для покупок, очередь в кассу, тратить ровно столько денег, сколько указано в ценнике.
Этап 6. Осмысление
Дидактическая задача: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
ДП. Вопросы: Какие магазины бывают? Что нужно для того чтобы пойти в магазин? Какие новые слова вы узнали? Вам это было полезно? Все ли справились? Как мы помогали друг другу?
Таким образом, успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки в финансовой деятельности. педагогическая технология «Образовательная ситуация» является, на наш взгляд, эффективным средством по формированию основ финансовой грамотности дошкольников, способствующая пониманию детей о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Эта технология позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Использованные источники
1. Кабина И. Экономика для дошкольников / Ребенок в детском саду. 2008. - №5.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013. - 26 с.
3. Петерсон Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации Часть 4 (1-2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : БИНОМ. Лаюоратория знаний. 2019. – 320 с. : ил.)
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно – методическое пособие. – СПб. : «Детство-пресс», 2001. – 176 с.