Марина Тахтобина
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из наиболее важных задач современного общества. Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования Российской Федерации, играют ключевую роль в решении этой задачи. Начиная с раннего возраста, необходимо закладывать у детей основы высоких нравственных и морально-психологических качеств, включая любовь к Родине - патриотизм. Главная цель данной работы - создание необходимых условий для приобщения детей к нравственно-патриотическим ценностям и воспитание у них готовности следовать этим ценностям.
Публикация «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Важно отметить, что процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста должен быть комплексным и системным. Он должен охватывать все сферы жизни ребенка - образовательную, семейную, досуговую. Только при таком комплексном подходе можно добиться глубокого и устойчивого формирования патриотических чувств и убеждений у подрастающего поколения.
Сущность патриотизма и его компоненты
Патриотизм - это нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей страны, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, стремление защищать интересы родины и своего народа.
В рамках патриотического воспитания дошкольников можно выделить несколько ключевых компонентов:
Культурно-патриотический:
• Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям народа, развитие интереса к языку и культуре страны.
• Гражданско-патриотический: формирование представлений о правах ребенка, знакомство с государственной символикой.
• Героико-патриотический: изучение подвигов защитников Отечества, знакомство с памятниками воинской славы.
• Спортивно-патриотический: приобщение к здоровому образу жизни, участие в спортивных мероприятиях.
Методы и приёмы патриотического воспитания
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников педагоги используют разнообразные методологические приемы:
1. Игровая деятельность
Национальные игры, в которых отражается характер народа, помогают развивать интерес к традициям и желание играть в них.
2. Целевые прогулки и экскурсии
Посещение исторических мест, музеев, памятников помогает создать яркие впечатления о Родине и вызвать желание узнать больше.
3. Беседы и занятия
Беседы о Родине, её символике и достижениях воспитывают чувство гордости и любви к стране.
4. Устное народное творчество
Знакомство с фольклором, сказками, поговорками приобщает детей к богатой культуре народа.
Роль семьи в патриотическом воспитании
Семья является первым коллективом ребенка, где он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим свой вклад в общее дело. Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания - важнейшее условие его успешности.
В нашей работе родители выступают не только как помощники, но и как равноправные участники. Они принимают активное участие в организации праздников, конкурсов, выставок, экскурсий, спортивных мероприятий. Совместные дела помогают ребенку почувствовать себя частью большого коллектива - сначала семьи, затем детского сада и всей страны.
Семейные традиции
Знакомство с традиционными блюдами, обычаями, фотовыставки о семейном отдыхе помогают ребенку почувствовать гордость за свои корни.
Совместные мероприятия
Участие родителей в праздниках, конкурсах, экскурсиях помогает детям ощутить свою причастность к большому миру.
Трудовое воспитание
Выполнение посильных трудовых поручений дома и в детском саду воспитывает у ребенка чувство ответственности.
Планирование работы по патриотическому воспитанию
Целенаправленная и систематическая работа по патриотическому воспитанию предполагает тематическое планирование. Это способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний и формированию нравственно-патриотических качеств.
Культурно-исторический компонент
Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям родного края и страны через экскурсии, фольклор, декоративно-прикладное творчество
Гражданско-патриотический компонент
Формирование представлений о правах ребенка, знакомство с символикой России и родного города в ходе бесед и занятий.
Героико-патриотический компонент
Изучение подвигов защитников Отечества, памятников воинской славы, рассказы ветеранов о службе в армии.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Однако, уже в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать основы любви к Родине. Важно, чтобы ребенок знал название своей страны, её природу, символику, был знаком с именами людей, прославивших Россию.
Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнавать больше о своей Родине.
Знакомство с символикой
Дети должны знать и понимать значение российского герба, флага, гимна как символов государства.
Изучение истории и традиций
Важно приобщать детей к богатому фольклору, народным промыслам, обрядам и праздникам.
Воспитание любви к природе
Бережное отношение к природе родного края воспитывает чувство гордости и ответственности
Участие в праздниках
Проведение тематических праздников, развлечений и досугов прививает детям чувство патриотизма.
Результаты патриотического воспитания
Благодаря систематической и целенаправленной работе по патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, у них формируются следующие качества и представления:
• Любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, городу.
• Бережное отношение к природе и всему живому.
• Уважение к труду взрослых и желание трудиться самим.
• Интерес к национальным традициям, фольклору, промыслам.
• Элементарные представления о правах ребенка
• Знания о стране, её природе, символике, достижениях.
• Чувство гордости и ответственности за свою страну.
• Толерантность и уважение к традициям других народов.
Таким образом, несмотря на сложность и длительность процесса, уже в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать прочные основы любви к Родине, которые станут залогом формирования высококультурной личности ребенка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современного общества. Дошкольные учреждения, как первое звено системы образования, обязаны внести свой вклад в решение этой задачи.
Использование разнообразных методов и приёмов, вовлечение семьи, системность и целенаправленность работы помогают заложить прочные основы любви к Родине, которые в будущем станут основой для формирования высококультурной личности.
Несмотря на то, что от дошкольников нельзя ожидать "взрослых форм" проявления патриотизма, уже в этом возрасте можно и нужно прививать им бережное отношение к родной стране, её символам и традициям. Эта работа закладывает фундамент гражданственности и воспитывает в детях качества, необходимые для того, чтобы в будущем они стали настоящими патриотами своей Родины.