НатальяТерникова
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника
Н. А. Терникова
В данной статье рассматривается вопросы формирования духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста через реализацию программы «Социокультурные истоки».
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, дошкольник, программа, принципы содержания образования, формирование, возрождение, ценность, нравственно-патриотическое воспитание
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Важно с дошкольного детства приобщать ребенка к культуре, нравственности, формировать основы самосознания и индивидуальности. Ребенку предлагается проявить и реализовать свои склонности и способности к тому или иному роду занятий, усвоить морально - этические нормы поведения и взаимодействия с людьми.
Задачи воспитания:
- заложить основы духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;
- учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;
- способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Для решения поставленных задач нами была разработана программа по духовно–нравственному воспитанию детей - «Социокультурные истоки». Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования, формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Целью нашей работы является:
- формирование семейной, гендерной, принадлежности;
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- знакомство с малой Родиной, родной страной;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
- возрождение традиций семейного воспитания.
Материально – техническая база нашего детского сада, оснащена современной аудио, видео, мультимедиа аппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, послушать музыкальные произведения по данной тематике.
В нашей группе создан мини-музей нравственно – патриотического воспитания, где размещены исторические и географические предметы, коллекции, книги, изделия декоративно – прикладного искусства, предметы старины. Все, что находиться в центрах придают атмосферу доброты и уюта. Дети с большим интересом рассматривают изделия мастеров родного края, старинные предметы: утюги, вышивки, чугунки, ухваты, прялки, национальные костюмы и многое другое. Создание мини-музеев в детском саду это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы строили свою работу по следующим разделам:
«Сказочное слово»
«Напутственное слово»
«Жизненный путь»
«Светлый образ»
«Чудотворный образ»
«Мастера и рукодельницы»
«Старание и терпение»
«Семейные традиции»
«Книга – праздник души»
Каждый раздел включает в себя формы работы с детьми.
«Сказочное слово» - беседа с детьми на тему «Волшебный мир сказок», игры «Путешествие по сказкам», выставка книг «Моя любимая сказка».
«Напутственное слово» - беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека», русская народная игра «Бубенцы», дидактическая игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», оформление страницы альбома «Дороги добра».
«Жизненный путь» - русский фольклор, оформление страницы альбома «Кем я хочу стать».
«Светлый образ», «Чудотворный образ» - беседы с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, беседа «Что такое любовь, милосердие, смирение?».
«Мастера и рукодельницы» - беседа о мастерах и мастерстве на основе сказа П. П. Бажова «Каменный цветок», беседа с детьми о значении труда в жизни человека, дидактическая игра «Где мы были?», русская народная игра «Кто с нами?», оформление страницы альбома «Русские узоры».
«Старание и терпение» - заучивание пословиц и поговорок.
«Семейные традиции» - беседа о Празднике праздников Пасхе и традициях семьи, изготовление родным и близким подарка своими руками.
«Книга – праздник души» - беседа с детьми о книге. Загадки о книге. Смысл высказывания Великого русского поэта А. С. Пушкина «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью».
С целью установления тесных контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы использовали следующие методы и приемы:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- посещение педагогом семей своих воспитанников;
- дни открытых дверей;
- папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Активные формы работы с родителями.
Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!» - узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе.
Изготовление коллажа - «Наши сказки» по мотивам народных сказок.
День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц - привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле.
Встреча с ветеранами - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.
Праздник «Зимушка - Зима!»- спортивное развлечение, посвященное недели Масленицы - доставить радость детям и родителям.
Совместное творчество - составление писем доброты.
Фото стенд «Активный отдых у нас в семье» - воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.
Создание музея старых вещей - «Из бабушкиного сундука».
Играем всей семьей - развлечение вместе с родителями на улице.
Организация выставки – поздравления ко Дню Победы! - привлечь родителей к участию в дне памяти участников в Великой Отечественной войне.
Участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Мы же люди» - проявление милосердия, сострадания к своему ближнему.
Участие в городских праздниках и мероприятиях «7–я – формула успеха», «Семья + Театр»» - вовлечение родителей в совместную деятельность дошкольного учреждения и семьи.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию духовно-нравственного воспитания содействует сохранению духовного здоровья детей, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, а также способствует привитию ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. А работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса способствует расширению духовно - нравственных представлений детей.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии русского народа, воспитывать в них чувство патриотизма.
Список литературы
1. Болотина Р. Л. Дошкольная педагогика / под ред. Л. Р. Болотина и др. – М. : Академический Проект, 2015.
2. Кузьмин И. А., Камкин А. В. Учебный курс «Истоки». Программа для детей дошкольного возраста / И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. – М. : 2013.
3. Кураев А. Взрослым о детской вере / А. Кураев. - М. : Паломник, 2013.
4. Петракова И. Духовные основы нравственного воспитания / И. Петракова. - М., 2017.
5. Шестун Е. Православная культура / Е. Шестун. // Педагогика русской цивилизации. - М., 2013.