Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника

НатальяТерникова
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника

Н. А. Терникова

В данной статье рассматривается вопросы формирования духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста через реализацию программы «Социокультурные истоки».

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, дошкольник, программа, принципы содержания образования, формирование, возрождение, ценность, нравственно-патриотическое воспитание

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Важно с дошкольного детства приобщать ребенка к культуре, нравственности, формировать основы самосознания и индивидуальности. Ребенку предлагается проявить и реализовать свои склонности и способности к тому или иному роду занятий, усвоить морально - этические нормы поведения и взаимодействия с людьми.

Задачи воспитания:

- заложить основы духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;

- учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

- способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

Для решения поставленных задач нами была разработана программа по духовно–нравственному воспитанию детей - «Социокультурные истоки». Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования, формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Целью нашей работы является:

- формирование семейной, гендерной, принадлежности;

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- знакомство с малой Родиной, родной страной;

- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

- возрождение традиций семейного воспитания.

Материально – техническая база нашего детского сада, оснащена современной аудио, видео, мультимедиа аппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, послушать музыкальные произведения по данной тематике.

В нашей группе создан мини-музей нравственно – патриотического воспитания, где размещены исторические и географические предметы, коллекции, книги, изделия декоративно – прикладного искусства, предметы старины. Все, что находиться в центрах придают атмосферу доброты и уюта. Дети с большим интересом рассматривают изделия мастеров родного края, старинные предметы: утюги, вышивки, чугунки, ухваты, прялки, национальные костюмы и многое другое. Создание мини-музеев в детском саду это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы строили свою работу по следующим разделам:

«Сказочное слово»

«Напутственное слово»

«Жизненный путь»

«Светлый образ»

«Чудотворный образ»

«Мастера и рукодельницы»

«Старание и терпение»

«Семейные традиции»

«Книга – праздник души»

Каждый раздел включает в себя формы работы с детьми.

«Сказочное слово» - беседа с детьми на тему «Волшебный мир сказок», игры «Путешествие по сказкам», выставка книг «Моя любимая сказка».

«Напутственное слово» - беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека», русская народная игра «Бубенцы», дидактическая игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать», оформление страницы альбома «Дороги добра».

«Жизненный путь» - русский фольклор, оформление страницы альбома «Кем я хочу стать».

«Светлый образ», «Чудотворный образ» - беседы с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, беседа «Что такое любовь, милосердие, смирение?».

«Мастера и рукодельницы» - беседа о мастерах и мастерстве на основе сказа П. П. Бажова «Каменный цветок», беседа с детьми о значении труда в жизни человека, дидактическая игра «Где мы были?», русская народная игра «Кто с нами?», оформление страницы альбома «Русские узоры».

«Старание и терпение» - заучивание пословиц и поговорок.

«Семейные традиции» - беседа о Празднике праздников Пасхе и традициях семьи, изготовление родным и близким подарка своими руками.

«Книга – праздник души» - беседа с детьми о книге. Загадки о книге. Смысл высказывания Великого русского поэта А. С. Пушкина «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью».

С целью установления тесных контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы использовали следующие методы и приемы:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- посещение педагогом семей своих воспитанников;

- дни открытых дверей;

- папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.

Активные формы работы с родителями.

Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!» - узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе.

Изготовление коллажа - «Наши сказки» по мотивам народных сказок.

День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц - привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле.

Встреча с ветеранами - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.

Праздник «Зимушка - Зима!»- спортивное развлечение, посвященное недели Масленицы - доставить радость детям и родителям.

Совместное творчество - составление писем доброты.

Фото стенд «Активный отдых у нас в семье» - воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Создание музея старых вещей - «Из бабушкиного сундука».

Играем всей семьей - развлечение вместе с родителями на улице.

Организация выставки – поздравления ко Дню Победы! - привлечь родителей к участию в дне памяти участников в Великой Отечественной войне.

Участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Мы же люди» - проявление милосердия, сострадания к своему ближнему.

Участие в городских праздниках и мероприятиях «7–я – формула успеха», «Семья + Театр»» - вовлечение родителей в совместную деятельность дошкольного учреждения и семьи.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию духовно-нравственного воспитания содействует сохранению духовного здоровья детей, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, а также способствует привитию ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. А работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса способствует расширению духовно - нравственных представлений детей.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии русского народа, воспитывать в них чувство патриотизма.

Список литературы

1. Болотина Р. Л. Дошкольная педагогика / под ред. Л. Р. Болотина и др. – М. : Академический Проект, 2015.

2. Кузьмин И. А., Камкин А. В. Учебный курс «Истоки». Программа для детей дошкольного возраста / И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. – М. : 2013.

3. Кураев А. Взрослым о детской вере / А. Кураев. - М. : Паломник, 2013.

4. Петракова И. Духовные основы нравственного воспитания / И. Петракова. - М., 2017.

5. Шестун Е. Православная культура / Е. Шестун. // Педагогика русской цивилизации. - М., 2013.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника
Опубликовано: 11 мая 2023 в 08:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем НатальяТерникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД