Елена Холод
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Ветер-труженик»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Формировать первоначальные представления детей об использовании и силе ветра.
Предварительная работа.
Знакомство детей и экспериментирование со свойствами ветра на занятии по ознакомлению с природой.
Материалы, инструменты, оборудование.
Бумажная вертушка; самодельный бумажный или настоящий веер; картинки с изображениями вентилятора, ветряной мельницы и ветряка, вырабатывающего электрическую энергию.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Л. Малоярославцевой «Ветер-ветрило» :
Ветер-ветрило,
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Ветер-труженик“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Где тебя носило?
Летал куда попало.
И все, видать, мало.
Волны волнуешь,
То ляжешь, то подуешь,
То пыль взвихришь,
То снова тишь. Закружишь мельницу,
Трава на поле стелется.
Разлохматишь волосы,
Размоешь в небе полосы.
За тобой вдогонку
С лентами девчонки,
С вертушками мальчишки
И флюгер на крыше.
Воспитатель обсуждает с детьми, как найти ветер; как его можно увидеть и услышать. Например, от ветра колышется трава, цветы, листья на деревьях; на воде от ветра появляются волны и рябь.
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Благининой «Ветер» и вспоминает с детьми эксперименты, которые они проводили на занятии по ознакомлению с природой (дули на воду). Показывает детям бумажную вертушку и с ее помощью «находит» ветер в группе.
Вместе с детьми воспитатель вспоминает, что ветер может сорвать кепку или панамку с головы и унести ее; поднять с земли пыль и песок; вывернуть раскрытый зонтик.
Воспитатель читает детям закличку:
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Вспоминает с детьми, как сильный ветер мешает нам идти, когда дует в лицо, или, наоборот, подгоняет, заставляет идти быстрее, когда дует в спину. Педагог рассказывает детям, что очень сильный ветер может согнуть или даже сломать деревья, сбить человека с ног, сорвать крыши с домов. Он называется ураганом.
Воспитатель обсуждает с детьми, за что мы любим ветер. Вспоминает, что в жаркую погоду прохладный ветерок приятно обдувает, холодит. Люди придумали, как самим можно сделать ветер в жаркую погоду : обмахиваться веером или включить вентилятор.
Предлагает детям попробовать самим обмахиваться веером, попробовать, почувствуют ли они ветер. Вместе с детьми делает вывод, откуда берется ветер : воздух перемещается и создает ветер.
Затем педагог спрашивает детей: «А может ли ветер трудиться?» Вспоминает с ними, как «трудилась» вода — крутила мельничное колесо, которое размалывает зерна и превращает их в муку. Показывает детям картинку с изображением ветряной мельницы, рассказывает, что раньше ветряных мельниц было очень много, а сейчас эту работу выполняют машины, которые работают на электричестве. Но с помощью ветра можно также получить электричество. Воспитатель показывает картинку с изображением ветряка и говорит, что вместо мельниц люди теперь строят ветряки. Ветер крутит лопасти ветряка, а они заставляют крутиться электрическую машину, которая вырабатывает электрический ток.
Затем педагог спрашивает у детей, помнят ли они, где еще работает ветер. Читает детям закличку:
Мотылек- витилек,
Принеси нам ветерок,
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вспоминает с ними, как ветер надувает парус и гонит по воде кораблик.
В заключение занятия воспитатель вспоминает с детьми, как ветер помогает людям и как может принести вред.
После занятия. На занятии по конструированию дети создают бумажных змеев.