Милана Шамхалова
Формирование артикуляторной моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование артикуляторной моторики у детей
Речь служит главным средством общения между людьми, является основой человеческого мышления, приобретения и передачи новых знаний. Многие считают, что речь производится непосредственно речевыми органами – губами, языком, голосовыми связками. На самом деле произнесение вслух звуков, слов и предложений представляет собой лишь заключительный этап речевого процесса. Речевые органы человека выполняют приказы, поступающие из мозга, преобразуя мысленную речь в звуковую. Материальной основой речи как физиологического процесса является нервная система человека.
Публикация «Формирование артикуляторной моторики у детей» размещена в разделах
А. Н. Гвоздев писал: «Общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха, ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще и артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка».
Звуковая культура развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который, в свою очередь, во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение. «Через развитие смыслового слуха достигается не только правильное понимание речи, но и правильное произношение. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки и слова» (М. Е. Хватцев). Данное положение предполагает, что работа по воспитанию правильного звукопроизношения должна вестись в двух направлениях: по формированию фонематического слуха и выработке артикуляционных умений.
Направления работы по воспитанию звуковой культуры речи:
Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции.
Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Произнесение отдельных звуков возможно благодаря согласованной работе мышц речевого аппарата под контролем специальных центров в коре головного мозга и идущих нервов. Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у ребенка к 5 – 7 годам. Они основаны на деятельности определенных отделов головного мозга, которые выполняют свои функции в речевом процессе. В связи с этим, в коре головного мозга различают речевые зоны, в которых под влиянием негативных факторов могут возникнуть определенные нарушения.
Сенсорная зона, или слуховой центр Вернике, расположена в задней части верхней височной извилины и обеспечивает восприятие и понимание обращенной речи. В течение первого года жизни в мозге ребенка происходит образование связей между слышимыми звуками, составляющими слова, а также постепенное преобразование отдельных звуков в движения речевого аппарата. Позднее этот центр начинает осуществлять контроль над правильным положением артикуляционных мышц для произнесения конкретного звука и сопоставления уже произнесенного слова с его образом, усвоенным ранее.
Моторная зона, или речедвигательный центр Брока, находящаяся в заднем отделе нижнелобной извилины, отвечает за способность произносить слова, формируется позднее слухового центра. В это время у ребенка вырабатывается последовательность стереотипных сочетаний звуков или слов.
Приоритетные линии формирования звукопроизношения на разных возрастных этапах:
Возраст
Направления формирования звукопроизношения
1-2
В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
2-3
Вместе с расширением словарного запаса происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны – дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.
3-4
Отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки (А, У, О, И, Э, П, Б, М, Ф, В). Развивают умение правильно, длительно произносить звук изолированно и в словах.
4-5
К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. После звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки С, С’, З, З’, Ц.
5-6
В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей : Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’, Р, Р’.
6-7
Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу – овладению фонематической системой языка, усвоению основных различительных признаков, которые характеризуют звуки речи (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость). Детей в этом возрасте обучают дифференциации звуков. Для этого берутся те группы звуков, которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипящие (С – Ш, З – Ж, Ц – Ч, СЬ – Щ, Звонкие и глухие (В – Ф, З – С, Ж – Ш, Б – П, Д – Т, Г – К, сонорные (Л – Р, твердые и мягкие согласные (Т – ТЬ и др.).
Речь человека развивается благодаря врожденным и приобретенным в ходе обучения и подражания рефлексам. По мере взросления ребенка речевые механизмы приобретают силу привычных, стереотипных действий, к числу которых относится и дефектное произношение различных звуков. Поэтому речевые нарушения в школьном возрасте потребуют гораздо больших усилий и времени для их преодоления, чем в дошкольном.