Анна Фролова
Использование альтернативных средств коммуникации в обучении детей с ТМНР и РАС в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование альтернативных средств коммуникации в обучении детей с ТМНР и РАС.
- Добрый день коллеги! Тема нашей встречи сегодня – проблемы обучения учащихся с РАС. Или проще говоря проблемы обучения детей аутистов.
Кто такие аутисты? Какое у них поведение, чем похожи и чем отличаются, а также какие методы обучения с ними проводятся, для нас с вами это давно известно. То есть теорию сегодня мы точно обсуждать не будем. Проблема как раз в практической деятельности.
И главная проблема любого аутиста это – общение.
Публикация «Использование альтернативных средств коммуникации в обучении детей с ТМНР и РАС в начальной школе» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
То есть: речь имеется, но часто присутствует эхолаллия, или грубое нарушение речи. А в последнее время идет набор учащихся с УУО, наличием с РАС – и все эти учащиеся – неговорящие! И вот тут встает проблема как преподавать? Так как вся деятельность педагога основа на общении.
С этой проблемой столкнулась «Я» и группа специалистов лично 4ре года назад, когда был набран класс 1и. Программа обучения которого идет по варианту 2, по СИПР.
Класс состоял из 5ти учащихся, из них 4ре не говорящие и из 4х учеников 2 ученика с наличием РАС. Именно об этих учащихся и пойдет речь, будут предложены приемы альтернативной коммуникации, а именно – работа по развитию речи с помощью карточек ПЕКС.
Основная часть:
Прежде, чем поделиться с вами опытом в данной работе, хотелось бы дать представление о данных обучающихся имеющих РАС и ТМНР на момент поступления в 1 класс.
Детям было присуще следующее:
• обращённую речь понимали частично;
• связное высказывание было недоступно;
• активный словарь отсутствовал (неговорящие)
• не понимали и не воспринимали простейшие инструкции;
• прослеживалась сложность в развитии отношений и общений в отношении с взрослыми и сверстниками;
• присутствовало неиспользование попыток компенсации через средства альтернативной коммуникации.
* При таком наборе характеристик, начать применять ПЕКСы недопустипо и невозможно. Необходим подготовительный этап или подготовительная работа по формированию предпосылок коммуникативных навыков :
А это:
- создание специальных образовательных условий, педагогического режима;
- установление эмоционального и визуального контакта с ребёнком;
- предоставление учебного материала с использованием наглядности;
- оказание помощи в виде показа, разъяснений, дополнительных словесных и жестовых инструкций;
- включение вариативности повторения учебного материала небольшими логически законченными частями;
- развитие понимания речи и простых бытовых инструкций;
- развитие речи на основе подражательной деятельности;
- развитие предпосылок речевого общения через уроки и внеклассные занятия, общение в семье.
После данной проделанной работе, появляется положительная динамика. И тут становится ясно, что одной из основных задач реализации содержания коррекционной работы необходимо - использование альтернативных средств коммуникации. Поэтому совместно с учителем- логопедом, родителями, психологом, тьютором, воспитателем было решено использовать нетрадиционную методику -система РЕСS, как альтернативное средство невербальной коммуникации с которой вас познакомит учитель-логопед Я. Б. Ракита.
-Добрый день коллеги, сейчас я расскажу про этапы обучения системы ПЕКС, которые мы проводили с данными учащимися.
ПЕКС - это система, которая позволяет неговорящим детям общаться при помощи обмена карточек. Карточки с альбомом - это голос ребенка. И это очень важно. Смысл этой коммуникативной системы именно в обмене карточки, а не просто в их использовании.
Обязательным условием для начала обучения ребенка ПЭКС является выявление или формирование у ребенка желания что-то получить или сделать. У ребенка могут быть разные желания, которые существуют здесь и сейчас. Они могут быть связанны с какими-то пристрастиями в еде, какой-то любимой игрушкой и специалист должен выявить, узнать что любит ребенок больше всего и тут начинается выстраивание работы с учеником.
Для того чтобы ребенок проявлял инициативу в коммуникации он должен хотеть этой коммуникации. Он должен хотеть именно этот предмет или это действие. Поэтому нет смысла начинать коммуникацию с того, что хочется Вам. Ребенок никогда не будет проситься в туалет с помощью карточки, если он никогда не делал этого ранее. Но намного проще ему будет попросить у вас, например, машинку, если он очень любит играть с этой машинкой.
Цель ПЭКС - научить ребенка именно инициативе коммуникативной, т. е. чтобы он мог подойти к взрослому, сообщить о своих желаниях, используя различные карточки с изображениями. И, конечно же, мы все время будем увеличивать количество слов, с помощью которых будет увеличиваться и длина выражения.
Выделяется всего 6 этапов обучения ПЭКС.
(1 класс) 1-й этап – это «Физический обмен». Когда ребенок учится инициировать общение или просьбу. Т. е. ребенок видит какой-то предмет, ну условно это у нас мяч. И ему очень хочется получить этот предмет. А передо мной находится карточка с изображением мяча. Задача педагогов обучить его обмену карточки с изображением мяча на сам мяч.
Для первого этапа обучения необходим помощник, (правая рука) потому что новый навык всегда требует помощи и эта помощь должна быть физической (то есть в нашей школе – тьютер)
Когда ребенок уже обучился обмену карточки на желаемы й предмет. в пространстве, за столом или на полу где это происходит, у него уже есть несколько карточек которыми он активно пользуется (10-20 карточек). У него уже есть даже альбом которым он пользуется для каких-то просьб. И тогда мы начинаем переходить
ко 2-му этапу который называется «Расстояние и настойчивость». Т. е. ребенок учится перемещаться с альбомом по классу или из класса в другое помещение, привлекать внимание педагога, опять же передавать ему карточку и получать желаемое.
(начало 2 класса) 3-й этап называется «Различение». Именно на этом этапе начинаем думать о том, что есть ли у ребенка возможность понять и различить что же у нас изображено на карточке.
Шаг 1: выбор из двух карточек (карточки желаемого предмета и нежелаемого).
Шаг 2: выбор из двух желаемых предметов.
Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.
4-й этап это - Навык построения структуры предложения.
То есть мы помним, что Альбом это голос ребенка, альбом ни в коем случае нельзя забирать, нельзя прятать карточки, которые ему сильно хочется, потому что Это уже тот словарный запас, который ребенок активно использует и который все время должен пополняться. И вот в этом словарном запасе на 4-м этапе появляется шаблон фраза. (Показ шаблона предложения «Я хочу»).
На этом этапе у нас создается ситуация, когда мы стимулируем произнесение речи, потому что сначала взрослый озвучивает : Например: «Я хочу сырок», а потом, со временем, начинает делать паузу для того, чтобы ребенок имел возможность озвучить эти слова самостоятельно. И опять же мы привлекаем внимание ребенка к картинке, к желаемому предмету, к его написанию и к его звучанию. Ребенок запоминает, как звучит именно это слово, как оно выглядит, и он начинает либо его произносить, либо начинает использовать глобальное чтение.
(конец 2 класса)
(начало 3 класса) Дальше переходим к 5-му этапу, и начинаем формировать ответ на вопрос. Например, спрашиваем ребенка: «Что, ты, хочешь?», а ребенок отвечает, что он хочет.
Теперь мы начинаем увеличивать словарный запас ребенка. Переходим к этапу свойства предмета, когда ребенок просит уже не просто сырок, а, например, четыре сырка. Или уточняет, что он хочет зеленое яблоко или красный виноград. Т. е. мы увеличиваем длину предложений и словарный запас ребенка.
Ну и последний 6-ой этап называется «Комментирование». Когда ребенок самостоятельно, спонтанно комментирует явления или события в окружающем мире, вступает в диалог.
Например, мы будем слушать музыку, а ребенок может сообщить нам, что он слышит бубен или барабан. При этом ребенок может не произносить ни слова, но будет рассказывать нам о том, что он видит, что он слышит, отвечать на вопросы что это, какого цвета, формы или сколько этого. Все это будет происходить на 6-м этапе комментирования. Если к тому времени речь у ребенка не начала формироваться, и мы понимаем, что ее не будет, либо она очень ограничена, ПЭКС станет его единственным видом альтернативной коммуникации и мы будем работать именно с этим видом коммуникации.
*Существует несколько приемов описанных в официальной книге Лори Фрост, Энди Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) : руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г, которые помогают выстраивать именно этот навык.
Выводы о проделанной работы за 4ре года обучения :
• активный словарь – 1
• пассивный словарь развит частично - 2
• может понимать и воспринимать обращенную к нему речь, выполнять простые бытовые инструкции / по ситуации/ - 2
• иногда демонстрирует негативные реакции на серьезные изменения в ритуалах и распорядке дня; с трудом успокаивается - 1
• эпизодически может выразить просьбу, отказ, согласие при помощи средств невербального и вербального общения в непривычной ситуации со знакомыми людьми -1
• использование попыток компенсации через средства альтернативной коммуникации - 2
Исходя из предложенных приемов работы, можно убедиться, что: использование приёмов невербального и вербального общения способствует не только пониманию учебного материала, активизации внимания обучающихся, но и формированию начальных коммуникативных навыков у детей с РАС и ТМНР.
ИТОГ: В настоящее время при обучении детей с РАС, коммуникация которых затруднена или невозможна по тем или иным причинам, важно и необходимо активное использование альтернативных средств общения или коммуникации. Данные средства коммуникации в одних случаях служат отправной точкой на пути к овладению устной речью, а в других — выступают основным средством общения на протяжении всей жизни человека с РАС.