Елена Крюкова
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это самый уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одна из самых значительных и актуальных тем в психологии проблема становления самооценки личности. Формирование самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей её высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.
Публикация «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что потребность у дошкольника во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Самую большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками.
Личность и интересы ребёнка, понимание себя могут возникнуть только в общение с окружающим его обществом, будь то родители, сверстники или воспитатели. Достаточно часто ребёнок не имеет удовлетворённых эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности.
В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх.
Ребёнок с заниженной самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению многочисленных комплексов неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Также, это постоянные жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении окружающих.
Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие, положительные качества, часто переоценивают себя и свои возможности. Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения других детей и советов взрослых. Такие качества отрицательно воспринимаются сверстниками.
Адекватная самооценка придает ребёнку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в той или иной сфере деятельности, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Адекватная самооценка ребёнка не может быть полноценно сформирована без общения ребёнка с окружающим его обществом. Как было сказано ранее, в общении ребёнка оценивают окружающие его люди – взрослые и родители.
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка, формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.
Занижение взрослым каких-либо результатов ребёнка сказывается отрицательно. А завышенная оценка взрослого даёт искаженный результат. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть.
Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики, и вседозволенность со стороны взрослого и чрезмерная строгость, требовательность, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер.
На формирование положительной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детской самооценки. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребёнок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т. д., начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.
Образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте очень свойственно детям завышать мнение о себе и даже переоценивать себя. Это связано с тем, что дети очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.
Взрослые обязаны направлять ребёнка и корректировать его действия, оценивать оптимистично его результаты, ребёнок воспринимает информацию со стороны взрослых, благодаря ей оценивает себя, поэтому никогда нельзя забывать об адекватности высказываний со стороны взрослых, будь это родители или воспитатели.
Основа формирования самооценки у детей дошкольного возраста являются одним из наиболее главных факторов становления успешной личности дошкольника. Для ребёнка должны быть созданы максимальные условия, способствующие формированию адекватных начальных форм самооценки ребёнка, что имеет огромное значение для успешности дошкольника в его последующей жизни в социуме.
СПИСОК ИСПОЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Специальная литература (книги)
1. Авдулова Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. М. : ПРОМЕТЕЙ, 2013.
2. Астахова А. П. Новейший психолого-педагогический словарь. Минск: Современная школа, 2011.
3. Афонин И. Н. Здоровый и счастливый ребенок: пусть утенок станет лебедем! СПб. : «ПИТЕР», 2012.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : ПИТЕР, 2010.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для пед. Дошк. Учр. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
6. Волков Б. С. Детская психология: От рождения до школы: пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений очного и заочного обучения: Учеб. -практ. издания – СПб. : ПИТЕР, 2010.