Светлана Муравьева
Формировании словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятия, мышления, воображения, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание в развитие психики ребенка.
Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.
Публикация «Формировании словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.
Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры, т. к. в процессе игры обогащается и уточняется словарь ребёнка, тренируется его память формируется воображение.
Дидактическая игра разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом, как было сказано выше, дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка
обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план, а задача обучения им не осознается. Это делает игру
особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Активная деятельность, в частности предметная, сочетается с формированием у детей умения внимательно рассматривать предметы, зрительно оценивать их признаки, выделять детали, которые взрослые обозначают словами.
Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный
результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Характер деятельности на этих занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает ребят обмениваться игрушками, подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры -интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
В группах раннего возраста игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Нами использовались такие методы и приемы:
• Словесные методы (проговаривание, пояснение, рассказывание, инструктирование, повторение)
• Наглядные методы (показ действий, демонстрация иллюстраций, игрушек)
• Практические методы (действенное соучастие, самостоятельные действия с предметами)
Для обогащения, активизации словаря детей I младшей группы мы использовали дидактические игры и упражнения, причем подбор материала для дидактических игр определяли задачами словарной работы. Игры-занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Дидактические игры и игровые упражнения включали в образовательную деятельность в форме дидактических игр и упражнений, как одно из средств реализации программных задач, а закрепление полученных знаний средствами дидактической игры в совместной деятельности в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Свою работу по решению задач формирующего эксперимента мы разделили на III этапа.
Задачи I этапа
1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
3. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
4. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
5. Понимать простые предложения.
6. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.
7. Соотносить слова «большой», «маленький» с размером предметов.
8. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Задачи II этапа
1. Дальнейшее развитие словаря существительных : узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).
2. Понимание обобщающих понятий (игрушки, овощи, одежда).
3. Понимание грамматических форм : существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
4. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
5. Понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая.
6. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.
7. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
Задачи III этапа
1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день — ночь, сними — надень, завяжи — развяжи, впереди — сзади, маленький — большой.
2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает—чистит, лежит — спит.
3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл — вымыла.
4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу — вверху, далеко — близко.
5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл —умылся.
7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.
Создание предметно - развивающей среды :
В процессе самостоятельных игр детей формируется словарь, необходимый для взаимоотношений. Организации самостоятельной деятельности детей заключается в первую очередь в создании разнообразной игровой среды, обеспечивающей ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
Работа с родителями
В работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером, во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: «Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».
На родительском собрании мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т. д.
Оформила газету для родителей: «Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.
Проводила консультации для родителей:
«Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
Контрольный эксперимент подтвердил эффективность работы, наметилась положительная динамика в развитии речи детей. Использование дидактических игр и упражнений в разработанной нами модели явилось эффективным средством формирования словаря детей.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Перспективы на будущее:
1. Продолжать работать над темой развития речи детей в интеграции ознакомления с окружающим миром детей 3 –его года жизни.
2. Разработать перспективный план Дидактические игры и упражнения в ознакомлении с окружающим миров детей 3 –его года жизни.
3. Разработать тему «Использование малых фольклорных жанров в формировании словаря детей 3-его года жизни»