Ольга Бакшанова
Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
Еще в 30-е годы XX века А. С. Выгодские утверждал, что ребёнок является социальным существом с самого момента рождения. Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Речь идет не о формировании новой способности, а об её развитии.
Публикация «Формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка - в его коммуникативном развитии расширяется круг общения. Т. к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются и совершенствуются качества, которые подготавливают переход детей к новой школьной деятельности.
Коммуникативные потребности у детей могут удовлетворяться различными способами. Среди них важными являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.
Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство вторглись компьютеры, телевизоры, секции, увлечение которыми не оставляет времени для общения со сверстниками.
Воспитатель, который знает как построить процесс общения, организовать игру, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. С помощью коммуникативного упражнения можно корректировать действия ребенка (агрессию, нетерпимость, истерику ребенка). В таких упражнениях и играх воспитатель не только тот человек, который может все организовать, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.
Упражнение «комплимент»
Дети садятся в круг и каждый участник говорит соседу комплимент начиная со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает почувствовать ребенку, что его принимают другие дети и увидеть положительные стороны.
В любой игре необходимо наличие трех компонентов: действия, знания и общения. Действия несут преобразующий характер: ребенок в игре- исследователь, он узнает свойства и качества предметов, способы действия с ними в зависимости от роли игры, заменяет предметы, комбинирует, переплетает реальность с фантазией. Игра же эта, показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно он преобразует полученную информацию в связи с усвоением.
Самое сложное и важное в игре- это общение. Как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца?
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте появляются различные взаимоотношения: дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для её выполнения. С возрастом отношения дошкольников со сверстниками меняются, они оцениваются не только по делвым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубленным в понимании содержания нравственных качеств.
Именно игра направлена на развитие коммуникативных качеств ребёнка. Например, игра «Мост дружбы»- на развитие коммуникативных навыков. Воспитатель просит детей придумать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища, например, соприкоснуться головами или ладонями. Затем узнать, кто из детей хочет построить мост втроем, вчетвером и т. д. пока будут находиться желающие. Закончив игру общим кругом, взявшись за руки и изображая «мост дружбы».
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снять мысленное напряжение, развить умение переключать внимание. Дети по сигналу хаотично двигаются по группе и здороваются со всеми (даже с теми, кто не является их друзьями). Здороваться надо определенным образом- один хлопок- здороваемся за руку, два хлопка- здороваемся плечами, три хлопка- здороваемся спинами. Такие тактильные ощущения дают ребенку почувствовать свое тело, смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Игру следует проводить в тишине.
Благодаря специально разработанным коммуникативным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствуют наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.