Аделя Шагиахметова
Форма работы с родителями — диалог
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы с родителями – диалог.
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов, организовать взаимную активность, ответственность и способность осознания результатов в процессе воспитания ребенка в ДОУ и семье.
Публикация «Форма работы с родителями — диалог» размещена в разделах
Большой популярностью среди родителей пользуются индивидуальные формы взаимодействия. К ним относятся беседы — получение сведений о семье на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (извлечение из письма Минобразования России от 31.01.2001 № 90/30-16). В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
— приобщение родителей к педагогическому процессу; — неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка; — информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой; — объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; — проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; — уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами. Статистика говорит, что семь из десяти педагогов не могут выстроить отношения с родителями не потому, что не справляются со своими обязанностями или не владеют знаниями о методах и формах работы, а по причине коммуникативной некомпетентности.
При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажают предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные высказывания о родителях :
• агрессивные;
• скандальные;
• невоспитанные;
• незаинтересованные.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что педагог по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором; во-вторых, субьектом; в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определенную потребность в деятельности, предполагающей общение, т. е. в диалоге.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в жизни детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
1. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей группу для наблюдения за детьми и игры с ними. 2. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. 3. Член родительского комитета. 4. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют : - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; - ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; -увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; - стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; - размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; - повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Литература
1. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013, С. 94-102.
2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Б12 Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. — (Управление детским садом).
3. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М., 2007.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.