Надежда Корсакова
Презентация «Фонематическое восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы
В пятилетнем возрасте основным средством общения ребенка становится речь.
Каждый день ребенок узнает новые слова и совершенствует свои речевые навыки, важно много говорить с ребенком, вовремя поправлять неправильное произношение и замечать все возможные речевые нарушения.
Кроме того, необходимо научить ребенка не только произносить правильно звуки и слова, но и достаточно точно их различать и выделять из потока речи.
Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой.
Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня.
Публикация «Презентация „Фонематическое восприятие“» размещена в разделах
I ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
I этап формирования восприятия речи
1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Работа с таблицами, включающими слоги типа: СГ, ГС, СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС (С – согласный, Г – гласный)
Например: ПО, МИ, КЕ, АН, ИК, РЕК, ЗНОМ, ТАПЬ, ПАСЬ.
Текстовые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровский.
2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи: «Капризный телефон».
Распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.
II этап формирования восприятия речи
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога.
Предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук.
3. Выделение звука на фоне слова.
Игры и упражнения:
«Чудо-дерево», «Лото», Подобрать слова с заданным звуком. Послушать слова, назвать звук. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, «Кто больше?», «Найди общий звук», «Логопедическое домино», работа с карточками, «Чудесный мешочек», «Живые звуки», «Угадай-ка», «Телевизор», «Пирамида», «Молчанка», «Умные часы», «Воздушные шары», «Ромашки», «Кому письмо?», «Закончи стихотворение», «Четвертый лишний» и т. д.
Подробное описание игр и упражнений:
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Издательство «Союз», 2005. – 192 с.