Надежда Корсакова
Презентация «Фонематическое восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы
В пятилетнем возрасте основным средством общения ребенка становится речь.
Каждый день ребенок узнает новые слова и совершенствует свои речевые навыки, важно много говорить с ребенком, вовремя поправлять неправильное произношение и замечать все возможные речевые нарушения.
Кроме того, необходимо научить ребенка не только произносить правильно звуки и слова, но и достаточно точно их различать и выделять из потока речи.
Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой.
Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня.
Темочки:
I ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
I этап формирования восприятия речи
1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Работа с таблицами, включающими слоги типа: СГ, ГС, СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС (С – согласный, Г – гласный)
Например: ПО, МИ, КЕ, АН, ИК, РЕК, ЗНОМ, ТАПЬ, ПАСЬ.
Текстовые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровский.
2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи: «Капризный телефон».
Распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.
II этап формирования восприятия речи
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога.
Предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук.
3. Выделение звука на фоне слова.
Игры и упражнения:
«Чудо-дерево», «Лото», Подобрать слова с заданным звуком. Послушать слова, назвать звук. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, «Кто больше?», «Найди общий звук», «Логопедическое домино», работа с карточками, «Чудесный мешочек», «Живые звуки», «Угадай-ка», «Телевизор», «Пирамида», «Молчанка», «Умные часы», «Воздушные шары», «Ромашки», «Кому письмо?», «Закончи стихотворение», «Четвертый лишний» и т. д.
Подробное описание игр и упражнений:
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Издательство «Союз», 2005. – 192 с.