Козлова Антонина
Логопедическая консультация «Фонематический слух»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух — это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспе-’ чивающиЙ восприятие фоном (звуков) Данного языка.
фонематический слух — важное понятие Для овлаДени. 4 речью, а затем ц грамотностью письма. Он преДпмагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать кажДыЙ отДельный звук в слове, четко отДелять его от рядом стоящего, знать из лалих звуков состоит слово - является важнейшей преДпосьикоЙ Для правильного обучени грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает Детки овлаДеть в нужной степени словарным запасам и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.
Публикация «Логопедическая консультация „Фонематический слух“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал
Такими образом, проблема развития у Детей фонемати ческого слуха является одной из важнейших при подготовке Детей к освоению грамоты.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематичесхого слуха приходится на возраст 4 — 5 лет. Уребенка не сформирован или неДостаточно Развит фонематический слух? Что Делать? Как его развивать? Конечно же, играючи! Работа по формированию фонематического сиуха включает заДания на развитие слухового вншиания и слухоречевоЙ памяти.
уребенка развивают умение слышать звучащее слово, Дети учатся слышать звуки, из которых состоит различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знако миться с понятием слога, уДарения, преДложения, тек
Слуховое внимание Детей можно развивать, используя такие игры:
“Кахие звуки нарушают тишину? %помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула Дверь).
пКто услышит больше звуков? назвать как можно больше звуков, которые ребенок слышит сейчас. Соревнователъный характер игры вызывает интерес у Детей.
“Назови звуки улицы (леса и т. игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память
“Жмурки с колокольчиком“.
Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:
Тра «Эхо» : Взрослый обсужДает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует• невидимка — эхо все2Да повторяет то, что ему говорят.
И преДлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых иогов, слов (ау, ау, мама, аг потаи перехоДят к повторению более сложных слогов : па-ба, па-ба-па, ка-га, ха-га-ка (ребенок Должен в точности воспроизвести весь слоговой РЯД). Постепенно, можно перехоДить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.
«Живая азђка».•
Карточки с изображением буквенных пар расклаДыва• ются перед Ребенком на столе изображением вверх: ЗЖ, q-II, л-Р, С-Ц, q-c, Щ-С, С-З, Ш. Ж (по одной паре). На Других карточках изображены предметы. ребенок Должен выбрать преДметы, названия которых включают ту Ии иную букву, и Разложить их по кучкал. Освоив «карточный» комплекс преаиетов, можно перехоДить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в Доме) те преДметы, в названии которых есть заганныЙ звук.
«Перевозим грузы» :
В игрушечных грузовиках (или нарисованных, хахДыЙ из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже Должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло ми муку и везет их в магазин (или к ла-«е).
«Кто больше? кто больше приђумает слов на запанный звук.
«Путаница» :
Взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных, строчках, а Дети уаДывают, как их исправить. Напри-
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.
ПРОШЛОЙ ночью Дождик был, в почку он воды налил.
- «Третий лишний» звук: ориентируясь на начало слова, и найти лишнее слово (напршиер, зуб зонт, суп).
«Назови лишнее слово» :
Взрослый и ребенок вместе загаДывают какое-то слово, например, «гора». взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то Другое слово, похожее на него. ЗаДача ребенка услышать это Другое слово и назвать его. Далее игра начинается.
Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунДу) : Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно Другие поДофать ряды таких Иов, например:
Голос, голос, Голос, голос, голос, лолос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рала, рама, рама, лама, рама, рамс коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.
Можно использовать Двустишия со словами • паронимами.