Лучший педагог года

Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года

Светлана Колганова
Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года
▼ Скачать + Заказать документы

Народная культура передала нам наследие в виде музыкальных, словесных, телесных и знаковых символов. Эти символы в песнях, потешках и сказках соединяются в поэтические образы, которые являются основой понимания мира и себя.

Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начинать воспитание? Как сформировать гармоничную личность, которая будет счастлива в этом мире?

Публикация «Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года» размещена в разделах

Маленькие дети с удовольствием слушают музыку. Ритмы народных мелодий гармонизируют эмоциональную сферу ребёнка, а произвольные телесные движения способствуют снятию мышечных напряжений малыша. Обучение детей простым движениям под музыку способствует формированию у них способности управлять своим телом, а это вместе с ориентированием в пространстве активно развивает интеллект.

На Руси считали, что поёт в человеке Душа и пение есть её естественное состояние. В народных традициях связь музыки и движения использовалась всегда. Обыгрывание потешек, народных песенок и сказок сопровождалось напевами и ритмическими движениями. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Множество потешек, начиная с потешек про ладушки и сороку, заканчивая сказками про колобок, курочку и репку – все их можно использовать в качестве ритмических игр.

Важным достоинством фольклорных произведений являются яркие образы, которые запоминаются в самом раннем детстве и формируют глубинные структуры человеческой природы. Кроме музыкально-ритмического рисунка народных произведений очень важно их текстовое содержание, глубинный смысл которого ложится в основу формирования нравственных понятий будущего взрослого человека.

Фольклорные произведения - это символическое отображение действительности. Символ – это ключ, способствующий разгадке человеческой психики и строения человеческой души. Символы поэтической фольклорной культуры являются ключиками к душе целого народа. Фольклорные образы корнями уходят в народную культуру и поэтому обладают большой информативностью.

Их словесные формулы похожи на заклинания, поэтому они легко проникают в глубину души, в бессознательное ребёнка, то есть закладывается программа здорового развития ребёнка в виде эмоциональной, тактильной, музыкально-речевой игры.

Что же означают сами термины? От каких слов они произошли?

Потешка – от слова «тешить» - успокаивать, утешать, переключать внимание, отключать сознание от раздражителя, получать удовольствие.

Пестушка – от слова «пестовать» - воспитывать. Пестом толкут зерно, пестовать – рассказывать суть, зёрна жизни.

Колыбельная – от слова «колебать», «колыхать» - ритмически качать.

Баюкать – от слова «баять» - рассказывать сказки, побасенки, петь.

Люлюкать – от слова «люли-люли» - лелеять, нежить.

Сказка – от слов «сказывать», «рассказывать» - раскрывать суть жизненных явлений.

Ни для кого не секрет, что детям, воспитывающимся в доме ребёнка без родителей, не хватает любви и ласки. Но если начинаешь ласкать ребёнка, то он признаёт тебя своей мамой – и тогда уже держись: ты по полной программе получаешь все эмоции - и ревность, и гнев, как способы воздействия на тебя.

Я думаю, все педагоги в той или иной степени проходят такие испытания, работая с детьми. Как же сделать так, чтобы уделять внимание индивидуально каждому ребёнку, но при этом дозировать его, чтобы это не травмировало ребёнка после того, как общение с ним прерывается. Вот тут – то и могут помочь музыкально – речевые игры на основе фольклора.

Чему же учить малыша в самом начале его жизни? Как это делать? В фольклоре есть ритм и порядок. Ребёнок узнаёт первую информацию об окружающем мире, согласуя внутренний ритм с ритмом потешки.

Формирование личности ребёнка начинается с ощущения телесности и осознания своего имени. Много фольклорных игр с детьми проводятся с озвучиванием имени ребёнка. На осознание имени, ощущение своего тела и положение его в пространстве очень хорошо работает такая игра-потешка:

К нам Маша пришла,

Наша Маша пришла.

Посмотрите-ка, ребятки,

Наша Маша пришла.

Ребёнок, с которым обыгрывается песенка, делает повороты в стороны, по окончании песенки взрослый поглаживает тело ребёнка, одобряет его, а ребёнок кланяется взрослому и детям.

Поклон на языке тела – желание быть в мире с миром.

Во время игры малыш получил внимание и ласку, по окончании игры наступает очередь другого человечка – таковы правила. Постепенно проходит вся группа. Дети осваивают правила очерёдности.

Много потешек написано о «ладушках», все дети осваивают первые целенаправленные игровые движения через хлопки или соединение ладоней вместе. По сути – это молитвенный жест. Соединение двух ладоней (дуальностей) – символ гармонии.

Вот один из вариантов потешки про «ладушки» :

Ладушки, лады,

Не поливаны сады,

Недосуг поливать:

Надо в ладушки играть.

В этой потешке говорится об ответственности за ребёнка. Сначала нужно научить нового человечка жить в гармонии с миром, а потом можно и делами заниматься.

Во время купания малыша можно прочитать такую потешку:

Вода текучая,

Дитя растучее,

Вода книзу,

А дитя кверху.

Как дождик омывает и напитывает влагой растение, так и вода, поливаемая маминой рукой, смывает болезни и хвори, даёт рост и здоровье ребёнку.

Вот известная всем потешка про «сороку, которая была далёко».

Сорока, сорока! Где была? – Далёко!

Печку топила, воду носила, кашку варила, деток кормила:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому – не дала.

Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил,

Кашку не варил – поделом тебе!

Птицы у древних славян относятся к миру духов, они несут послание от предков. Сорока – символ мудрости, она не только сама как хозяйка дома носит воду, топит печь, варит кашу (а это всё символы чистоты, дома, тепла и уюта). Сорока говорит ещё о прядке распределения обязанностей в семье, учит быть ответственными. Из потешки ясно, что кто-то помогал, а кто-то ничего не делал. «По труду и награда!» - гласит пословица. Для взрослых это звучит банально, зато ребёнку чётко, ясно и понятно. Благодаря тому, что эта потешка обыгрывается в процессе эмоциональных прикосновений, она быстро и надолго запоминается.

Интересна в своей расшифровке такая колыбельная сказочка – побасенка:

Баю, баю, баиньки, Будет бабушка, встречать,

Скатаем Насте валенки. Настю кашкой угощать,

Полушубочек сошьём, Даст ей тёпленький блинок,

Настю к бабушке пошлём. И румяный пирожок,

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку.

Общее ощущение от песенки – тепло, уют и любовь.

Ребёнка начинают (убаюкивать, баять, рассказывать о том, что ожидает его во внешнем мире. Сначала ребёнка одевают (валенки, полушубочек) отделяют от внешнего мира одеждой, создавая индивидуальное поле безопасности, потом не ведут к бабушке, а посылают. Это значит, что ребёнок идёт и осваивает дорогу сам. Его посылают не куда-нибудь, а к бабушке – символу прошлого, хранителю традиций. Каша – символ радушия, использовалась древними славянами в качестве ритуальной еды в моменты посвящения. Бабушка – посвящает: передаёт опыт, кормит кашей, состоящей из зёрен. Зерно, как и яйцо – символы жизни. Блинок – символ солнца, символ контакта с предками. Пирожок – символ закрытой системы со своеобразной начинкой. Наконец, баранья лапочка – символ ягнёнка-жертвы (агнца) – символ спасения души.

Предлагаю рассмотреть ещё одну известную колыбельную:

Ай, люли-люли-люли, прилетели журавли,

Прилетели журавли – Маше сказку принесли.

Журавли-то мохноноги, не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота, а ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Машу, у нас Маша спит-спит.

Жаворонки, журавли – почитаемые в народе птицы. Прилетели журавли – быть теплу, весна пришла. Журавль – символ обновления. А где были журавли? В дальних странах! Они прилетели рассказать маленькой Маше про свои путешествия, про большой мир. Журавли какие-то особенные – мохноногие, куда летели, дороги пока не нашли. Сели на ворота, а ворота у древних славян – граница мира внутреннего и внешнего. Ворота строго охраняют внутренний мир – двор и дом. Они первые из домашних говорят журавлям: «Самое главное для ребёнка – это сон. Неважно даже то, что вы долго летели, что вам многое нужно рассказать – всему свой черёд. Сейчас главное для Маши – сон».

В фольклоре отражаются порядок и уклад жизни народа. Главные его ценности: единство с природой, порядок, семья, дети, а воспитание маленького ребёнка – самое важное дело в мире.

Есть такая пословица: «Рука, качающая колыбель, правит миром». Ведь каждый человек – это целый мир. Наши предки знали: чтобы сделать этот мир гармоничным и счастливым, нужно слушать своё Сердце. Именно от нас зависит, каким будет этот мир: радостным, открытым или захлопнувшимся и одиноким.

Публикации по теме:

Культура и мыКультура и мы 2014 - год Культуры в России Обращение общества к Культуре, объявление 2014 г – годом Культуры в России говорит о том, насколько глубоко.

Конспект занятия. Символы Волгоградской области Символы Волгоградской области. Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственной символике Волгоградской области, сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года
Опубликовано: 7 октября 2014 в 20:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Колганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД