Коршикова Елена Григорьевна
Фольклорные хороводные игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные хороводные игры для детей дошкольного возраста
Коршикова Елена Григорьевна
г. Санкт Петербург ГБДОУ № 90 фрунзенского района
Природа и быт, нашли широкое отражение в народной музыке, это было важно тем, чтобы сохранить национальные традиции. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа с образцами народного музыкального творчества.
Публикация «Фольклорные хороводные игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2018
Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому важно использование народной музыки с самого раннего возраста в начале с колыбельных песен, потешек в исполнении матери. Чтобы весь переменный и игровой материал по настоящему вошёл в жизнь детей, надо постепенно /использовать/ знакомить детей с народной музыкой не только на занятиях, но и во время развлечений и утренников.
Придя работать в детский сад после окончания музыкального колледжа я столкнулась с тем, что хороводные игры почти забыты. Иногда они встречаются на музыкальных занятиях и очень редко в повседневной жизни детского сада. Многие воспитатели сталкиваются с тем, что тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
В своей работе с детьми большую роль я уделяю их знакомству с народным фольклором. В доступной форме объясняю, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, но они не успели их записывать и так передавалось из поколение в поколение, кто их сочинял - неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.
Почему я остановилась именно на хороводных играх? Потому, что ищу и определяю для себя такой стиль работы, который бы помог мне ввести ребенка в мир культуры. Не утомительными и принудительными способами, а разжег бы в нем Божью искру, что есть в каждом от рождения, в яркий неугасимый свет; помог бы ему с легкостью и непринужденно устанавливать связи и контакты с окружающим его миром.
И самый важный, яркий способ, по моему мнению, подсказывает нам игра, о которой достаточно много говорится сейчас.
Давайте попробуем вспомнить, какое место занимали хороводы и хороводные игры на Руси, когда они «игрались» и для чего? Старожилы говорят о том, что хороводы раньше не водили, а играли. В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Хоровод отражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые. Военные, любовные.
Хоровод. Хороводными называются на Руси игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Многие века хороводные игры были частью календарных обрядов. Но по мере того, как человек познавал законы природы, учился использовать их в своих целях, совершенствовал орудия производства, отпала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен, каковыми и являются хороводные игры, продолжали пленять своей красотой наших предков. Хороводы, постепенно теряя обрядово-религиозную сущность, продолжали повсеместно бытовать, сохраняя на первых порах свою календарную приуроченность. А. Терещенко отмечал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы ни совершались они».
Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. «Хоровод – писал П. Сухонин,- есть пластическое олицетворение песни, как в смысле музыкальном, так и в смысле поэтическом».
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Мои дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.
Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы не знаем ничего более значимого. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности – разгул и восторг! В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий. В этом только аспекте наша народность не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, и мы останемся без творчества, без жизни. Этим-то и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.