Ольга ермошина
КОП «Хороводные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы:
познакомить детей с русскими народными хороводными играми.
Задачи:
- расширить знания детей о русских народных играх;
- развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
Материалы и оборудование - презентация;
- атрибуты для обыгрывания игр;
- русские народные мелодии.
Сценарный план КОП «Хороводные игры».
Публикация «КОП „Хороводные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
1 занятие
Вводная часть
Организационно-мотивационный
В: Ребята посмотрите что я вам покажу, что это? (слайд солнца)
А таперь посмотрите эту картинку и скажите что она ней изображено? (слайд хоровода)
Что между ними общего? (ответы детей круглое, веселое и т. д)
Хоровод – это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Поэтому и хлеб-каравай, и блины пекли круглыми. (слайд 1)
Хоровод включает в себя движение, пластику, хореографию, пение. Раньше он был как бы школой для молодых девушек – они учились держать себя с достоинством, вырабатывали красивую осанку, ходили мелкими шажками – «плыли лебедушкой». Плавные и неторопливые движения девушек сочетались со свободными линиями сарафанов, сдержанностью жестов. (слайд 4)
Обычно игры-хороводы проводились в свободное от сельскохозяйственных работ время: летом – на полянках, зимой – в домах. В хороводах можно было не только двигаться, но и выражать свое отношение к жизни через песню. Песни издавна передавались из уст в уста – и каждый мог добавить что-то свое.
2 В: давайте мы с вами тоже попробуем поводить хороводы как раньше. (слайд 5)
Дети встают в хоровод вместе с преподавателем, лицом в круг.
Хоровод с песней «Во поле береза стояла». В старину выбирали самую красивую березку и украшали ее ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками березы. Все танцующие должны стоять по кругу, держась за руки (в одной руке – платочек или ленточка, и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый новый куплет и направление движения меняется.
1. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.
(движение по кругу вправо)
2. Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю.
Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.
(движение по кругу влево) и. т. д.
В : Теперь мы с вами сыграем в игру «Ниточка» (сл. 6)
для этого необходимо взяться за руки и двигаться под музыку за направляющим, который проходит под руками последних двух человек. После этого последний становиться направляющим и ведет всех в последние воротики и т. д.
В : Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.
Дети играют в русская народная подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» (сл. 7)
Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.
Все дети хором говорят :
Первенчики, другеньчики,
Звенят, звенят бубенчики!
Один, два, три,
Не зевай, лови!
После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурке.
Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.
Для игры в обычной квартире, очень хорошо подходит такой вариант этой подвижной игры, как Жмурки на месте. В этом случае, игроки в самом начале игры разбегаются и замирают. А жмурка их ловит.
В: существует еще русская народная игра «Дударь» (сл. 8)
Дударь
Дударь, дударь, дударище.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его. под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот
становится на его место.
3. Итог занятия.
– Вот и закончилось наше знакомство с русскими народными играми и нашими предками. Они очень много трудились, а также могли интересно проводить свое время. Скажите какая игра вам понравилась больше всего?
Сценарный план КОП «Хороводные игры».
2 занятие.
Вводная часть.
Организационно - мотивяционная.
Воспитатель: Ребята, а вы помните во что мы играли на прошлом занятии (ответы детей). Правильно, мы с вами познакомились с русским народом и поиграли в русские народные хороводные игры. А сегодня я вам предлагаю отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.
Закрывайте глаза и полетели!
2. Основная часть.
Воспитатель: Станция хороводная.
Хороводная игра «Клубок»
Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков, называемый «столбом». Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг «столба» и поют:
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех,
Перевертов шесть!
Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и «клубок» разматывается.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места и пристегивайтесь, мы отправляемся дальше, не забывайте закрыть глаза (звучит музыка полета)
Станция «Медвежья». Игра «У медведя во бору».
– Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру.
– Эта русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.
– Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:
– У медведя во бору
– Грибы ягоды беру
– А медведь не спит
– И на нас рычит!
– После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.
Станция «Змеиная».
Змея.
– Я змея, змея, змея,
– Я ползу, ползу, ползу.
– Хочешь быть моим хвостом?
– Да, конечно же хочу.
– (Нет, конечно, не хочу.) Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла, отвечает: “Да, конечно же хочу”, проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест, она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея” не поймает второго за собой.
Воспитатель: Последняя станция нашего сегодняшнего путешествия - «Волшебное кольцо»
Игра «Колечко-колечко».
Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.
Воспитатель: Предлагаю вам взять карандаши или краски и немного отдохнуть. Нарисуйте ту игру, которая вам понравилась больше всех.
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рисунки.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Мы с вами много интересного узнали о наших предках. Они очень много трудились, но также умели интересно проводить время.
Когда-нибудь вы тоже станете взрослыми и научите своих детей играть в русские народные игры, как это делаем мы – ваши воспитатели и ваши родители.
Итог. Создание выставки детских рисунков.