Анастасия Кудинова
Консультация для педагогов «Фольклор в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Публикация «Консультация для педагогов „Фольклор в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. А в конце двадцатого века в нашу жизнь начала вливаться лавина заимствованных термитов из иностранных языков, что языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей – дошкольников средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо окружал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем в этой системе было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и педагоги отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и в процессе развития речи своего ребенка пускают на самотек. В следствии этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, пеструшки, заклички и др.) практически не используются.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке по методики развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специальной организованных видах совместной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения.
Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги были заинтересованы, а дети активными субъектами этого процесса.
Рассмотрим влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитывающий в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, формирует представление о переносном значении слова.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключаю в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песни, потешки, пеструшки, скороговорки, пословицы, поговорки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях и в повседневной жизни ребенка.
Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четко и звонкому произношению. По меткому определению К. Д. Ушинского: «…пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад»».
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами. Это богатство родного языка может быть донесено до детей с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.
Народные сказки и потешки давно стали включать в детское чтение. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией : эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию, а также развитию речи у детей.
Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок, то есть воссоздавать наглядный единый образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остаётся для ребёнка закрытой. Важнейшим условием использования пословиц и поговорок является их применение в жизненной ситуации, когда есть факты их иллюстрирующие, такие жизненные обстоятельства, где скрытый смысл пословиц и поговорок становится ясным для ребенка. Пословицы открыают детям некоторые правила поведения, моральные нормы. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
У детей возникают ассоциации, причём часто не содержащие всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из неё и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщёному образу. Например, о пословице «Бедному Ванюшке…» - когда Ванюшка идёт по дороге, а ему под ногами одни камни».
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.
Что касается других малых форм фольклора, то дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки. Песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками ревой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют её персонажей.
Итак, если малые формы фольклора отобраны с учётом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, то использование малых форм фольклора в речевом развитии детей в полнее себя оправдывает.
Для полного использования потенциала малых форм фольклора в своей работе мы применяем в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий развития детей.
Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Здесь полезны будут уговорушки.
Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком.
Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.
На все случаи жизни мы можем найти и применить. Дети встают, умываются. Воспитатель читает: «Водичка, водичка, умой моё личко…»; при одевании малышей на прогулку: «Вот они, сапожки…»; при расчесывании: «Расти коса…».
Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.