Федоряк А Г
Фольклор в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
1. Что отличает фольклор от художественной литературы. Обозначьте признак, которые отличают фольклор от художественной литературы.
2. Фольклорные жанры (перечислите)
3. Методика использования фольклорного материала на занятиях с детьми дошкольного возраста
4. Дайте определение русской народной сказки.
5. Дайте разные подходы к классификации народных сказок учеными фольклористами.
Публикация «Фольклор в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Что отличает фольклор от художественной литературы. Обозначьте признак, которые отличают фольклор от художественной литературы
Фольклор по своей сути это элемент литературы, одна из форм поэзии. Конечно же основным отличием фольклора от художественной литературы является наличие у второй автора. Народные произведения не имеют единого автора, на формирование их оказал влияние не один человек, а множество.
Фольклор путешествует во времени, постоянно трансформируясь и изменяясь. Фольклор отображает, в основном, бытовые стороны жизни человека.
Литература - это совокупность всех произведений, которые существуют в письменном виде. Кроме того, у каждого литературного произведения есть автор.
2. Фольклорные жанры (перечислите)
Колыбельная песня, Пестушка, Потешка, Прибаутка, Пословицы и поговорки
Игры, Заклички, Считалка, Скороговорка, Загадка
3. Методика использования фольклорного материала на занятиях с детьми дошкольного возраста
1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.
2. Использование потешек, поговорок и т. д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т. д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.
3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка»? приводят в движение именно эту часть игрушки и т. п.).
4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т. д
5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
7. Обязательное правило - неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше - возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.
4. Дайте определение русской народной сказки.
Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы.
5. Дайте разные подходы к классификации народных сказок учеными фольклористами.
Классификация 1.
Срезневский излагает свою точку зрения во «Взгляде на памятники украинской народной словесности». По характеру содержания он их делит на:
· мифические (былинные);
· сказки о лицах, исторических событиях и частной жизни;
· фантастическо-юмористические.
Классификация 2.
В 60-е годы XIXвека Снегирев в связи с афанасьевским сборником в «Лубочных картинках русского народа в московском мире» делит на:
· мифические;
· богатырские;
· житейские.
Классификация 3.
Бессонов в «Примечании к песням Киреевского» делит на:
· былевые, богатырские;
· былевые, но не богатырские;
· лубочные;
· бытовые (сюда же входят и о животных).
Классификация 4.
Мифологи, по-своему интерпретировав сборник Афанасьева,пытаются создать иную классификацию. Орест Миллер предлагает следующее деление на:
· мифические сказки (343 таковых из афанасьевского сборника он еще подразделяет на 10 сюжетных кругов);
· нравственно-мифические (о душе, судьбе, правде);
· о животных;
· на богатырские сюжеты;
· возникшие под книжным влиянием;
· «Чистонравоописательные,характерачастно протестующего. в форме сатиры».
По сути дела это первая научная классификация. Но, хотя Миллер считал ее исторической, она, в общем-то, формальная.
Классификация 5.
М. П. Драгоманов в «Малорусских народных преданиях и рассказах» выделяет 13 рубрик. Веселовский обвиняет Драгоманова в том, что он не выдерживает заявленный принцип: прошлое-самобытное, древнее, языческое и новое-христианское.
Классификация 6.
Романов делит сказки на:
· о животных;
· мифические;
· юмористические;
· бытовые;
· космогонические;
· культурные.
Классификация 7.
В. П. Владимиров во «Введении в историю русской словесности» пытается использовать при делении сказокпринцип мотива. Он обнаруживает три разновидности мотивов:
· мотивы животного эпоса;
· мифологического характера;
· древне-былевого культурного характера.
Классификация 8.
В 1908 году Халанский делит сказкинасюжеты без определения в общие рубрики.
Классификация 9.
A.M. Смирнов в «Систематическом указателе тем и вариантов русских народных сказок» делит на:
· сказки о животных;
· о животных и человеке;
· о борьбе с нечистой силой.
Классификация 10.
Нетрадиционный подход к классификации использовал Вундт в «Психологии народов». Он делит сказки по формам развития от древнейших к позднейшим образованиям:
Мифическая сказка
Чистая волшебная сказка
Басня
«Биологическая» сказка и басня
Чистая животная сказка
Этиологическая сказка
Позднейшее образование: шуточная сказка, моральная басня.
Классификация 11.
Предложил ее сам Афанасьев, формируя сборник, затем Н. П. Андреев в 1927-28 гг. составил и «Указатель сказочных сюжетов». Сказки делятся на:
· о животных; волшебные; бытовые.