Анна Цуприкова
Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Одним из способов формирования патриотических чувств являются фольклорные праздники такие, как «Святки», «Масленица», «Пасха» и др., и их составляющие компоненты (хороводы, игры, костюмы и др.). Участвуя в обрядах, дети погружаются в мир народных верований своего народа, так решается задача преемственности поколений, воспитания любви к своему народу и к своей Родине.
Публикация «Фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Цель работы: выявить какие фольклорные праздники и их компоненты способствуют развитию патриотических чувств старших дошкольников.
Методы работы: метод изучения, анализ и обобщения литературы, метод педагогического наблюдения.
Новые результаты: рассмотрено значение фольклорных праздников как средство воспитания патриотических чувств старших дошкольников, сформирована положительная мотивация к изучению русского фольклора.
Вывод: воспитанию патриотических чувств старших дошкольников являются важнейшие календарные праздники и их составляющие компоненты.
Статья предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: фольклорные праздники, патриотические чувства, старшие дошкольники.
Каждый народ имеет многонациональную культуру, которая входит в сознание человека, как гены родителей. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу. Это нить, связывающая нас с прошлым.
Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, обрядовая поэзия, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом общества, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать будущим поколениям культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. Таким образом, патриотическое воспитание является одной из задач дошкольного образовательного учреждения.
Итак, каково же значение фольклора в патриотическом воспитании дошкольников? В буквальном переводе с английского Folk-lore означает «народная мудрость»
Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и достояние народной педагогической мысли - школа патриотического воспитания.
Русский фольклор патриотичен, во всех сказаниях предается глубокое уважение и любовь к Родине: в русских песнях, потешках, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
Фольклор предлагает детям познакомиться с прошлым своей родины, с культурными и моральными ценностями своих предков в форме игры, достоинством которой заключается в простоте, рассказывается в ненавязчивой форме о том, что нужно делать доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку. Именно эта задача стоит перед воспитателем в работе с детьми.
При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве как фольклорные праздники, в которых сочетаются художественные и педагогические начала. Совместив инструменты воспитания, при постановке фольклорного праздника, в старшем дошкольном возрасте, важной целью является приобщение детей к процессу товарищества и народной культуре в целом, то есть игра, хоровод, музыкальное исполнение на ложках — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, сплачиваться, принимая опыт предыдущих поколений.
По утверждениям А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом, т. к. народ не только хранит исторические национальные особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического лица и самобытности.
Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные праздники, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждом народном празднике есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняется реальным смыслом.
Воспитательный процесс показывает патриотизм как стремление защищать свою Родину, интересы своей родной страны, а также как отношения дружбы и сотрудничества, уважение к общенациональным ценностям, уважение к родному языку, достижениям и ценностям предков.
Традиция использования фольклорных праздников в дошкольных учреждениях не нова, однако, обобщенного опыта недостаточно для того, чтобы педагог мог решать задачи всестороннего развития личности дошкольника и формирования его базовой культуры наследия.
К сожалению, отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры- одна из серьезных проблем нашего времени, поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему – одна из главных задач в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
При постановке народного праздника прежде всего делаю акценты на приобщение любви к народным ценностям, традициям Русского народа (русские народные одежды, музыкальные инструменты, «унося» детей в этот увлекательный и познавательный мир фольклора, который, в свою очередь, формирует необходимые навыки патриотизма маленьких граждан, который с педагогической точки зрения, является важным инструментом в становлении личности человека, чтущего традиции и опыт предыдущих поколений.
Для достижения намеченных целей я выбрала методику приобщения ребят в форме проведения фольклорных праздников, использовав материальную базу культурных ценностей Русского народа.