Надежда Анисимова
Знакомство с фольклором в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».
Г. С. Виноградов
Публикация «Знакомство с фольклором в детском саду» размещена в разделах
Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость». Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребёнком эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка своё, обусловлено возрастными психологическими особенностями видения мира.
Мы родились и живём во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.
Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по котокой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, «загориться» сам и «зажжёт» своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства : видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Что для человека главное – это общение, это речь. Часто у детей мы встречаем не совсем правильную речь. Именно в дошкольном возрасте дети начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений. Именно через фольклор можно успешно овладеть правильной речью, т. к. ребёнок учиться по звукам родного языка, их мелодике, выразительности и красоте языка.
«Программа образования ребёнка – дошкольника» нацеливает нас на использование произведений народного творчества в работе по развитию речи. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различие.
Мир красок и звуков окружает ребёнка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать его более богатым духовно, более счастливым.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность. Краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети. Играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Именно благодаря фольклору мы можем привить детям интерес к народным праздникам. Ведь не зря многие потешки, пословицы отражают временные и праздничные особенности.
Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с праздниками. Как правило, праздник сегодня – это большая и шумная компания, музыка, танцы, алкоголь. Хотелось бы привить будущему поколению понимание праздника несколько по-другому. И это можно осуществить при помощи более ближнему знакомству детей с народными праздниками и традициями.
В народе говориться: нет дерева без корней, дома без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определённым дням и находились под покровительством христианских святых.
В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями.
Я хочу рассказать своим детям о народных праздниках, провести досуги, развлечения в которых вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни. Досуги разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т. д., что позволяет детям получить незабываемые яркие впечатления.
Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, дразнилки, поговорки и др. ,сказки, песни и народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его сохранять детство».