Елена Красикова
Развитие речи дошкольников средствами драматизации различных форм фольклорного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников средствами драматизации различных форм фольклорного творчества.
Автор-составитель: Красикова Елена Сергеевна, МБДОУ "Детский сад №257 комбинированного вида, воспитатель.
Темочки:
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Всем хорошо известно, что речь – важнейшая творческая психическая функция человека – не является врождённой. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития и зависит от многих условий.
Наряду с основными средствами речевого развития, существующими в современной педагогике, немало важная роль принадлежит богатейшему материалу словесного народного творчества.
Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор». Безусловно, каждый согласится, что загадки, сказки, поговорки, прибаутки, потешки и др., очень интересны и близки детям. Особенно, если ребёнок проживает их в театрализованной деятельности.
Драматизируя различные формы фольклора, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Совместно с музыкальным руководителем в октябре, в рамках календарно – обрядовых праздников была организована и показана для детей других групп и родителей сказка «Покров», с детьми подготовительной группы спектакль по русской народной сказке «Теремок».
В своей работе широко используем приёмы перевоплощения. Ребята охотно используют в театрализованных играх элементы костюмов, имеющихся в группе. Любят перевоплощаться, воображая себя принцессами, зверятами, птичками и др. Стараются изобразить поведение животных, сказочных персонажей, людей, их характерные черты голосом, мимикой, жестами. Самостоятельно изображают уже знакомые сказки или придумывают новые.
Результатом можно также назвать самостоятельную игру детей в «концерт». В роли зрителей и артистов выступают сами же дети: одни наряжаются и поют, рассказывают стихи, потешки, загадывают загадки, а другие смотрят и аплодируют.
Кроме того, проведены познавательные занятия с элементами театрализации, где решались речевые задачи с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности :
• «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте, гостеприимстве);
• «Русские потешки»;
• «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);
«Счастливая зыбка
На занятии «Счастливая зыбка» дети знакомились с бытом и традициями русского народа. Было рассказано с опорой на иллюстрацию о колыбели, зыбке, люльке, прослушаны и спеты (инсценированы) колыбельные песни с использованием образов, хорошо знакомых детям – например, образ кота, - при обучении образованию однокоренных слов (кот – котенька – котя – котик). С этой же целью использованы потешки. Например, инсценировка потешки про заиньку, где однокоренными словами будут зайка – заинька, серый – серенький. С их помощью возможно развивать и фонематический слух, так как они используют словосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, на мотив разных мелодий. Всё это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Таким образом, приобщение дошкольников к театрализованной деятельности через фольклор является одним из важных условий развития речи. С помощью различных форм фольклора посредством театрализованной деятельности можно решать множество задач методики речевого развития. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа для речевого развития дошкольников, ибо как писал М. Горький : «Начало искусства слова – в фольклоре».